Некоторые ошибки в совершении намаза могут уменьшить воздаяние за него, и иные – и вовсе делать намаз недействительным. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников совершать молитву должным образом и предостерегал их от действий, которые могут уменьшить их благо и ее полноценное выполнение.
1. Поднимать глаза к небу
Передают со слов Абу Хурайры, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди, обращающиеся к Аллаху с мольбами во время молитв, должны прекратить поднимать глаза к небу, иначе они непременно лишатся зрения!»
2. Читать Коран во время земных и поясных поклонов
Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Слушайте! Мне запрещено читать Коран в поясных и земных поклонах, поэтому во время поясных поклонов возвеличивайте Господа, а во время земных поклонов усердно взывайте к Нему. Так вы заслужите того, чтобы ваша мольба была услышана». (Муслим)
3. Пропускать чтение суры «Фатиха»
Передают со слов Убады ибн ас-Самита, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто не прочитал Мать Писания, тот не совершил намаз». (Бухари и Муслим).
В версии Ибн Хиббана и ад-Даракутни говорится: «Намаз, в котором молящийся не прочитал суру «аль-Фатиха», не засчитывается».
4. «Клевать носом, сидеть, как собака, и вертеть головой, как лисица»
Об Абу Хурайры передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «запрещал мне (во время намаза) три вещи: клевать носом, как петух, сидеть, как собака, и вертеть головой, как лисица» (Ахмад, ат-Табарани, ад-Дарими; аль-Хайсами назвал хадис хорошим).
Также Абду-р-Рахман бин Шибль рассказал, что «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал три вещи: клевать, как ворона, расстилаться, как зверь, и привыкать к одному месту намаза, как привыкает верблюд» (Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа. аль-Хаким и аз-Захаби одобрили хадис).
Пояснения к хадисам:
«Т.е. клевать, когда (мусульманин) делает земные поклоны, а не совершать их размеренно»
Ибн аль-Асир сказал: «(Это значит) оставление размеренности и чрезмерную поспешность в земных поклонах — когда (молящийся) проводит в них не дольше того времени, которое ворон держит неподвижно свой клюв, желая поесть и попить»
Сам же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто не доводит до конца свои поясные поклоны и клюёт носом во время совершения земных поклонов, подобен голодному человеку, который съедает один-два финика, но пользы ему от них нет никакой» (ат-Табарани, Абу Яъля и Ибн Хузейма. аль-Хайсами и аль-Мунзири назвали хадис хорошим)
5. Совершать намаз, испытывая нужду
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается, что она слышала как Пророк, мир ему и благословение, говорил: «Не будет совершен полноценный намаз человеком, когда подана еда и когда отвращают его от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды» (Муслим, Абу Дауд, Ахмад)
6. Плеваться
От Ибну Умара, да будет доволен ими Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение сказал: «Когда вы совершаете намаз, вы беседуете с Господом, и вы не плюйтесь вправо от себя или впереди от себя» (Бухари, Муслим)
7. Ставить руку на талию во время стояния (ихтисар)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Пророк, мир ему и благословение, запретил совершать намаз в положении ихтисар» (Бухари, Муслим, Абу Дауд)
Нежелательность этого относится как к мужчинам, так и к женщинам.
8. Хрустеть пальцами во время молитвы
В хадисе говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышав во время молитвы, как кто-то хрустел пальцами, обратился к нему со словами: «Не хрусти твоими пальцами, когда ты в намазе». Толкователи говорят, что это нежелательно, потому что это отвлекает другого молящегося от самой молитвы и от чтения аятов Корана.
9. Складывать пальцы обеих рук (ташбик)
В хадисе, переданном от Абу Дауда, говорится: «Когда кто-то из вас делает омовение, то пусть делает его самым лучшим образом. И когда он выйдет с намерением посетить мечеть, пусть не делает ташбик, поистине он находится уже в намазе». Ученые считают, что ташбик нежелателен только в том случае, если человек находится в мечети в ожидании намаза. Потому что «такое положение рук является проявлением пренебрежения, которое не подобает человеку направляющемуся в мечеть на джамаат-намаз, а также тому, кто ожидает намаза в мечети»
Ася Гагиева