С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Наверно, нет другого такого эффективного способа введения себя в самообман как благие деяния. Благодеяния, диктуемые якобы набожностью человека, часто являются прикрытием его непристойных дел и мыслей. Такую набожность можно назвать ложной. И у нее три основных признака.
Набожный человек принимает религию целиком. Как сказано в аяте: «О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас – явный враг» (сура «аль-Бакара», «Корова», аят 208). Но ложная набожность отличается от истинной тем, что человек обходит религиозные вопросы, которые противоречат его интересам. Например, в одних вопросах его ведущим мотивом может быть общественное мнение, которое расходится с религиозными предписаниями, а в других – якобы повеления Всевышнего. На самом деле главный мотив такого поведения – это личный интерес. И тогда для прикрытия в ход идут то мнения, то традиции, то религиозные предписания. В зависимости от того, что на данный момент больше оправдывает желания человека.
Когда человек хочет внешне выглядеть соблюдающим, но при этом сохранить внутренний мир прежним, не работая над своими ошибками и недостатками, то им может овладеть поиск далилей для своих погрешностей. Например, иные мусульмане, желая «подвести» свое желание потанцевать под Сунну, приводят то историю с эфиопами, устроившими военный танец у мечети, то малоизвестные (и скорее всего ложные) истории из жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, якобы являющиеся свидетельством, что мужские танцы – это следование Сунне. Или другой пример – когда желание убивать и проявлять жестокость «оправдывается» аятами и военными походами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Подобные попытки не только подразумевают вознесение лжи на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но и наносят вред религии в целом, создавая ложный образ Ислама у немусульман. Но преступление остается преступлением, даже если стараться его украсить благими намерениями.
Это особая категория набожных, чье внимание заостряется на незначительных деталях, в то время как более важные вопросы остаются нерешенными. Например, человек, который забыл молитву, но увещевает других относительно хиджаба. И вопрос не в том, что не нужно делать напоминания (нужно!), а в том, что человек, довольствуясь своими незначительными деяниями, непоколебимо верит в свою непогрешимость. Ходячий минбар, раздающий наставления направо и налево.
Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, говорил: «Необходимо обратить внимание на следующий факт: оставление сомнительного в тонких моментах к лицу лишь тем, чьи дела налажены полностью. Что же касается того, кто, будучи известным своими грехами, начинает проявлять набожность в тонкостях, то его поступок подвержен критике». Рассказывают, что однажды к Ибн Умару, да будет доволен им Аллах, пришли иракцы с вопросом: «Что скажешь о человеке, который будучи в ихраме, убьет комара?» Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, ответил: «Спрашиваете меня о крови комара, когда среди вас убийца Аль-Хусейна?!»
Истинная набожность проявляется сначала в соблюдении основных религиозных предписаний, в избегании больших и малых грехов, а затем уже – в соблюдении религиозных тонкостей. В ином случае человек может быть обманут своим нафсом, который уделяя внимание малому, отвлекает от более важного. Рассказывают, что когда имаму Ахмаду сообщили о человеке, который при покупке товара обговаривает стоимость обертки, он удивился. Но когда ему сказали, что это суфий по имени Ибрахим ибн Аби Наым, известный своим аскетизмом, то он отнесся к его поступку с пониманием.
Ася Гагиева