Однажды на конференции с участием светских ученых и религиозных деятелей, мне довелось наблюдать такую картину: Одна истовая мусульманка со своего места схватила сидящую на переднем ряду девушки за волосы и, легонько подергивая ее за локоны, стала наставлять и поучать: «Надень платок, дочка! Если ты не стесняешься людей, то хоть Аллаhа постесняйся!»
Этот случай запомнился, поскольку что-то во мне подсказывало, что та мусульманка была неправа. И была неправа не только потому, что позволила себе прикоснуться к совершенно постороннему человеку, не спросив на то его разрешения. Было еще нечто неправильное в ее словах о стыде, людях и Аллаhе. Очевидно, что та пожилая мусульманка была убеждена, что человек должен, прежде всего, стыдиться людей. А если такого стыда нет, то в этом случае человека “приведет в порядок” его стыд перед Аллаhом.
Со временем до меня дошло, что описанный выше случай на конференции представляет собой пример того, что происходит с человеком, когда понятия в его голове поставлены с ног на голову. Окончательно точки над i поставил хадис, в котором говорится, что тот, кто не стесняется Аллаhа, тот не постесняется и людей. Как видим, здесь выстраивается совсем иная иерархия того, кого следует стыдиться в первую очередь.
А сейчас повернем ход разговора в несколько иное русло. Поговорим о пророках и посланниках. Они - это люди, которые знают, что единственный, кто судит их, – это Бог. Вспомним хотя бы пример пророка Ибрахима (а.с.), который сперва увещевал своего отца, а затем разрушил идолов, которых почитали его соплеменники. Нетрудно представить себе реакцию отца пророка Ибрахима: осуждение. Еще проще представить себе всенародное негодование, обрушившееся на Ибрахима, когда тот разбил истуканов.
Общественное мнение – вот один из главных идолов и инструментов, посредством которых сатана управляет людьми. А пророки и посланники Аллаhа – это люди, которые так или иначе оказывались в оппозиции к общественному мнению. Это логично, ведь сатана не может манипулировать людьми, которых избрал Бог. Избранность Богом предполагает противостояние обществу. Причем оппозиционность пророков не была декоративной или декларативной. За свою смелость выступить против общественного мнения многие пророки были умерщвлены, другие подвергались преследованиям. Достаточно вспомнить жизнеописание пророка Мухаммада (ﷺ), чтобы еще раз убедиться в этом: его преследовали и не раз пытались убить. Печальная правда о тяжелой пророческой доле выражена в короткой и емкой фразе: нет пророка в своем отечестве.
Тем не менее, пророков не останавливал страх стать объектом общественного осуждения. Какой страх перед обществом может быть, если ты знаешь, что в конце концов отвечать придется перед Богом? Божий суд и ответственность перед Ним для пророков были несравненно важнее даже в том случае, если на встречу с Ним они отправлялись после того, как их казнили или умерщвляли по требованию возмущенной общественности.
Пророки – всегда диссиденты. Они – люди, переставшие жить по законам стада. Миссия одних из них не приносила видимых результатов, миссия других достигала своей цели. Но при любом раскладе, пророки и посланники, знаем мы их имена или нет, оказывались «белыми воронами», вступая в противостояние с общественным мнением.
Пророк ислама Мухаммад (сав) – один из тех посланников Аллаhа, миссия которых была выполнена блестяще. Он – человек, который благодаря поддержке Аллаhа не только отказался следовать верованиям и религии своих соплеменников, но и кардинально реформировал их представления о мире и о смысле жизни. Можно даже сказать, что Пророк ислама (сав) вышел из человеческого “стада” и паутины ошибочных представлений, которых придерживалось это “стадо”.
Естественно, что, развивая и углубляя учение, открываемое ему Всевышним, Пророк (сав), априори не создавал на его основе другое, более продвинутое “стадо”. Как говорится, яблоко от яблони не далеко падает. Вот и в истории с исламом то же самое: свободный от страха перед общественным мнением пророк не создаст общество, в котором общественное мнение будет занимать место идола. Ни один истинный последователь учения, принесенного пророком Мухаммадом (сав) по определению не может быть рабом общественного мнения, ведь любой мусульманин – это воспитанник Пророка (сав), не так ли?
Вот в чем смысл хадиса, в котором говорится, что тот, кто не стесняется Аллаhа, тот не постесняется и людей.
Айдар Хайрутдинов
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!