31 марта в Казани, в Российском исламском институте прошел круглый стол на тему «Новое понимание Корана». На мероприятии выступили мусульманские религиоведы профессор Башир Кардуси и профессор Фатих Халими, представляющие Исламский университет Амира Абдулькадира (г. Алжир). За круглым столом собрался профессорско-преподавательский состав РИИ, казанские ученые-исламоведы и учащиеся религиозных учебных заведений.
Выступавшие ученые являются крупными специалистами в области теологии ислама. В частности, доктор теологии, профессор Фатих Халими является членом научного комитета кафедры Акиды и сравнительной теологии. Доктор теологии, профессор Башир Кардуси специалист по сравнительной теологии, защитил диссертацию в Григорианском университете в столице Италии.
Алжирские исламоведы познакомили слушателей с новой, разработанной в Исламском университете Амира Абдулькадира методологией комментирования Священного писания. Ученые рассказали о том, что комментирование Благородного Корана осуществляется двумя путями: путем чтения и понимания его текста «изнутри» (батын), либо «извне» (захир).
По их словам, начиная с эпохи средневековья вплоть до наших дней понимание Благородного Корана осуществляется методом «чтения извне», т.е. разъяснения священных сур и айатов с точки зрения внешней формы, выраженной в лингвистике, исторических фактах и общей информированности комментаторов. Однако такой подход позволил средневековым ученым разъяснить смысл лишь 200-300 священных айатов, которые были понятны им в силу их привязанности к правовой проблематике. При таком подходе смысл большей части священных айатов Благородного Корана так и остался не раскрытым.
Таким образом, алжирские ученые озвучили смелую мысль, что смысл большей части Корана до сих пор остается не раскрытым, и мы все еще не смогли постичь его во всей глубине. И самое главное: существующие тафсиры не раскрывают во всей полноте суть Корана, заключающуюся во всеохватной любви и милосердии Всевышнего. Именно это, как считают ученые, является причиной всех бед и проблем мусульманской уммы.
Новая методика понимания Благородного Корана, которую ученые из Алжира представили своим казанским слушателям, исходит из тезиса, согласно которому прежде, чем комментировать Благородный Коран, необходимо осознать его суть, проникнуться его глубоким смыслом. В свою очередь, раскрытие смысла священных айатов должно опираться не только на исламскую богословскую традицию, но и на достижения современной науки, на весь свод знаний человечества о себе и о мире.
Вторая часть мероприятия была посвящена ответам на вопросы слушателей.
Остается только добавить, что уже со второй половины ХVIII века подобные вопросы были поставлены татарскимибогословами Габденнасыром Курсави и Габдеррахимом Утыз-Имяни. Наиболее полно проблема понимания Корана нашла отражение в трудах выдающегося мыслителя и богослова Мусы Джаруллаха Бигиева (ум.1949). В частности, он считал, что существующие тафсиры принесли мусульманам больше вреда, чем пользы, поскольку смысл основной массы священных айатов Благородного Корана не был раскрыт в полной мере.
М.Бигиев также подчеркивал: несмотря на то, что Благородный Коран уделяет правовым положениям мало места, толкователи приложили максимум усилий для разъяснения именно этих моментов, оставив без внимания большую часть айатов Корана, в которых Аллах призывает человека размышлять, исследовать мир, постигать его глубины и раскрывать выдающийся потенциал, заложенный в человека Творцом.
Айдар Хайрутдинов
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!