Отречение от мирской жизни ради поклонения: поощрял ли такое Пророк ﷺ?

Фото: Liubovart / shutterstock.com.

Фото: Liubovart / shutterstock.com.

Молочный брат Пророка ﷺ Усман б. Мазун принял решение отвернуться от мирской жизни. Он настолько посвятил себя поклонению, что перестал замечать свою жену Хавлю, которая была ухоженной женщиной.

Усталый и безрадостный вид Хавли привлек внимание Пророка ﷺ, и он спросил у праведной Айши о причине этого. Хавля рассказала, что ее муж проводит дни в посте, а ночи, совершая намаз, из-за чего она оставлена, словно незамужняя женщина.

Тогда Пророк ﷺ позвал Усмана и упрекнул его: «Неужели ты отступил от моего образа жизни?» Затем он повторил следующие предложения, призывая верующих к умеренной жизни: «Я и сплю, и совершаю намаз. Иногда я соблюдаю пост, а иногда
нет. Я также женюсь на женщинах. Побойся Аллаха, о, Усман! Знай же, что у твоей семьи есть права на тебя, у твоего гостя есть права на тебя, у твоего тела есть права на тебя. Иногда соблюдай пост, а иногда нет; немного совершай намаз и немного спи».

Саад б. Абу Ваккас рассказывал, что была еще одна группа аскетичных сподвижников, которые, вдохновившись примером Усмана б. Мазуна, отказались от женщин, чтобы полностью посвятить себя поклонению, и даже думали стать евнухами.
Однако, услышав предостережение Посланника Аллаха ﷺ Усману, они отказались от этого. Ведь миссия, с которой пришел Посланник Аллаха ﷺ, не отрицала естественные и природные потребности.

«Женитесь на равных вам»: что имел ввиду Пророк ﷺ?

Важно было реализовывать потребность в супруге дозволенным способом в рамках целомудренного образа жизни. Образом же ведения чистой и целомудренной жизни являлась семья, появившаяся вместе с первым человеком. Именно поэтому в исламе поощряется брак и создание семьи, тогда как запрещены холостая жизнь и воздержание в виде отказа от женитьбы на протяжении всей жизни. Недозволительно отказываться от семейной жизни и игнорировать физические потребности даже ради большего поклонения Аллаху.

Своими предостережениями в отношении тех, кто оставлял женитьбу или свою супругу, Посланник Аллаха ﷺ с самого начала закрывал путь к крайностям, которые могли привести к вероотступничеству. Он объяснил, что отказ от еды, питья, отдыха, женитьбы, участия в социальной жизни и прочих удовольствий и потребностей мирской жизни не является набожностью. Разрыв связей с миром и занятие лишь поклонением он называл монашеством и запрещал это.

Женитьба – неизменная сунна пророков, и пророки так же имели жен и детей. Пророк ﷺ, который до начала пророческой миссии был женат на досточтимой Хадидже, а после ее смерти – на других женщинах, сказал: «Никах относится к моей сунне. Кто нарушит мою сунну, тот не из моей общины. Женитесь. Ведь (в Судный день) перед (другими) общинами я буду гордиться вашей многочисленностью».

Это предостережение следует понимать не как отлучение от его общины, а как поощрение женитьбы.

Где найти мусульманам свою любовь: секреты успешного никаха

Из книги «Брачный союз в свете хадисов»

Социальные комментарии Cackle