История
-
«Пришлось смириться»: каково было положение мулл в Российской империи?
В существовавшей в России духовной иерархии ислам вместе с иудаизмом находился лишь на третьей ступени, вслед за господствующим православием и стоявшими ступенью ниже другими христианскими исповеданиями.
-
Как Ахмадхади Максуди получил признание не только у татар, но и во всем тюрко-мусульманском мире
Ахмадхади Максуди – один из наиболее известных татарских интеллигентов начала XX века. Всю свою жизнь Максуди посвятил просвещению татарского народа.
-
Месяц Рамадан – время первых откровений и первых мусульман
Месяц Рамадан подарил нам первые откровения, аяты Священного Корана. Это месяц начала пророческой миссии нашего любимого Пророка Мухаммада ﷺ. Согласно некоторым источникам, это произошло в понедельник 13-го Рамадана, а другим в ночь 14-го Рамадана.
-
Как синий паспорт Нансена помог некоторым татарам найти новую родину
Предлагаем вашему вниманию интервью с Тимуром Сариповым – одним из известных представителей татарской общины в Эстонии, чьи предки переселись сюда в начале 1920-х годов.
-
Что общего между средневековыми городами Волго-Камья и мусульманского Востока?
Волжско-Камский регион Российской Федерации – самый северный в исламском мире. Однако до настоящего времени средневековые города Волго-Камья в этом многообразии не представлены.
-
На страже культуры, религии и языка: татары финского Тампере отметили 80-летие своего общества
Татары, живущие в Тампере, давно желали создать объединяющую всех их официальную организацию со своим домом, где они могли бы все встречаться, проводить вместе праздники и намазы, а также обучать детей родному языку.
-
Мухлиса Буби: как стала кадием, сама того не ведая
Она приложила огромные усилия для развития и распространения женского образования среди мусульман России.
-
Любитель кошек: история муллы Хуснуддина, тосковавшего по России
Мулла Хуснуддин Арслан бин Башир ат-Тунтари родился в деревне Тунтар Малмыжского уезда, который сейчас входит в Балтасинский район Республики Татарстан. Его интересную историю жизни мы знаем из труда Шигабутдина Марджани.
-
Наследие древних цивилизаций: как переводчики стали самой ценной профессией
Вклад переводчиков в исламскую цивилизацию невозможно переоценить. Их работа не только сформировала интеллектуальный ландшафт того времени, но и заложила основу для эпохи Возрождения в Европе столетия спустя.
-
Как Абу Саид ас-Сиджизи доказал суточное вращение Земли вокруг своей оси
Главной отличительной чертой ученых периода «Золотого века» было их неудержимое стремление к расширению горизонтов своих знаний. Они, не довольствуясь достигнутым, устремлялись к новым вершинам, искали нестандартные решения, принимая во внимание любые идеи, в поисках истины и верного ответа.
-
Почему миссия христианизации поволжских татар провалилась
Даже в период самой жесткой в истории России атаки на ислам, мусульманское духовенство демонстрировало умение приспосабливаться к меняющейся обстановке и использовать малейшую возможность для восстановления утраченных позиций.
-
Жизнь Сулеймана Аль-Раджи: как богатейший человек мира стал бедняком по собственному желанию
Он остался без гроша после того, как передал часть своего имущества своим детям (всего у него 23 детей), а остальную часть отложил на пожертвования... «Я не скряга. Но я всегда остерегаюсь расточительности. Я всегда стараюсь преподать этот урок всем, кто работает со мной...»
-
Татарский макам: будет ли что передать будущим поколениям?
В годы советской власти многие известные макамы были забыты, но в народе оставались люди, которые владели татарскими маками и пытались их передать будущим поколениям. К сожалению, со временем из-за незнания правил таджвида это приводило к искажениям при чтении.
-
«Когда я посещаю его могилу, все время слышу оттуда слова «Аллах, Аллах, Аллах…»
Его последователи, оказавшиеся в нужде, посещают его могилу и достигают желаемого.
-
Каюм Насыри: как случилось, что его почитали в Стамбуле, но не знали в Казани?
При своей жизни Каюм Насыри практически не был известен среди татар-современников, однако о нем знали в высших слоях Стамбула. Как так получилось?
-
Почему политика христианизации татар оказалась провальной?
Чем жестче в государстве проводилась христианизация, тем привлекательнее он для него становился. Понятие ислама слилось у татар с понятием национальности (миллета), и защита религии стала синонимом сохранения национальной идентичности.
-
Компьютер из прошлого: печатные машинки как часть истории Казани
Есть ли среди читателей те, кто когда-либо в своей жизни набирал текст не на смартфоне или компьютерной клавиатуре, а на печатной машинке? А вы знали, что в Казани была основана мастерская, выпустившая на свет первую в мире пишущую машинку на арабской графике?!
-
Аскет, отрекшийся от мирского руками и сердцем
Он стал последним язычником в своей округе, обратившимся в ислам. Его приход к религии произошел весьма примечательным образом.
-
Яхья ишан: мулла, который подчинял себе джиннов
«Говорят, что он мог подчинять себе джиннов, и до сих пор, если простые люди почувствуют сильный ветер или услышат сильный голос, то говорят: «Это джинны из д. Шеки».
-
«Опасная» сила: отношение к исламу и мусульманам в самодержавной России
Ислам начинает рассматриваться не просто как «инородное» вероисповедание, а как «опасная» сила для самой самодержавной власти.
-
Ризаэтдин Фахретдин: как Писцовые книги пролили свет в родословную великого богослова
В свое время Марджани о совсем юном Ризаэтдине Фахретдине сказал: «Этот молодой человек подает большие надежды. Если продолжит начатый путь, сделает много полезных дел». По милости Всевышнего, слова Марджани стали пророческими.
-
8 интересных фактов из жизни Шигабутдина Марджани
У Марджани было хорошее чутье на людей, он сразу мог определить, одарил Всевышний человека талантом или нет. А еще он всего лишь два раза за всю свою жизнь сфотографировался, и то по просьбе других. Что еще известно о великом и харизматичном богослове?
-
Социальной политике этого халифа может позавидовать любое современное государство
Он имел суровый характер, однако хорошо относился к простым людям. Он брал сирот и детей из бедных семей под защиту государства и удовлетворял их образовательные потребности.
-
Раскрыть занавесы тайн во Вселенной: путь великого химика и генетика Джабира Ибн Хайяна
Исследования и открытия, совершенные Ибн Хайяном, оказались настолько перспективными и опередившими свое время, что еще долгие годы никто не мог с ним сравниться.
-
Татарские богословы о том, что очищает сердце от дурных нравов
Как привести сердце в порядок? Как очистить его от мирских забот, дурных нравов и привести в соответствие с человеческой сутью?
-
Мода мусульманок Поволжья: любимая косметика и ювелирные украшения
Татары, в особенности казанские, производили большую часть ювелирных изделий сами, хотя некоторые из них также привозились из Ирана и Средней Азии.
-
«Борьба за веру Магомета»: как запрещали ислам во времена Петра I
В период царствования Петра I политика сместилась в сторону более активной христианизации язычников-анимистов и мусульман Среднего Поволжья. Наиболее острой фазы она достигла в 1740–50-е гг.
-
Великий исследователь облаков, молний и грома – Ибн Фирнас
Многие современные ученые считают Ибн Фирнаса первым человеком, совершившим управляемый полёт на искусственных крыльях. Он стал вдохновителем для многих последующих изобретателей и их открытий.
-
Борьба за веру: как исчезала татарская аристократия в Среднем Поволжье
Правительство стремилось русифицировать и ассимилировать хранителей традиций собственной государственности и духовной культуры.
-
Тотальные гонения на веру: как пытались ослабить позиции ислама в Среднем Поволжье
В 1550-е гг. мусульман и язычников, совершивших уголовные преступления, стали освобождать от наказаний в обмен на принятие христианства. Эта практика сохранялась до начала XX в.
-
Совершенные женщины: испытания Марьям бинт Имран (р.а.)
Каждый добрый человек, которого любили окружающие, становился мишенью для зависти. Завидовали каждому, кто благословен.
-
От гонений к терпимости: отношения российского государства с исламом
Преобладающим трендом в религиозной политике государства была эволюция от жестких форм ее проведения к более гибким и прагматичным формам. Наиболее показательный регион с точки зрения динамики данного процесса – Среднее Поволжье.
-
Как Персия повлияла на Арабский халифат и исламскую культуру
Чем глубже арабы познавали персидскую культуру, тем больше стремились ей подражать. Это привело к тому, что даже арабские поэты стали писать свои произведения на персидском языке.
-
Интересная история: как казанская конка заботилась о городских мусульманках
Как известно, татарские женщины-мусульманки при виде посторонних мужчин имели обычай закрывать свое лицо. Эта традиция сохранялась в татарских деревня плоть до 1930–1940-х годов. В связи с этим интересен тот факт, что владельцы казанской конки смогли адаптировать часть вагонов для нужд казанских мусульманок.
-
Кто приобщил к исламу Астраханское ханство?
Для Астраханского ханства, вероятно, была характерна ситуация, свойственная Золотой Орде в более ранний период: сам город был оплотом ислама в государстве, а степь и вообще окрестности города были исламизированы очень слабо.
-
Как могилы тюрков-кипчаков оказались в секторе Газа?
Мамлюки использовались арабами для борьбы с крестоносцами, сельджуками и монголами. Вначале это была самовоспроизводящаяся каста солдат-рабов-немусульман, которых мусульманские государства использовали для борьбы друг против друга и против немусульман.
-
Габдрахим Утыз-Имяни: как совершенствовать душу
Габдрахим Утыз-Имяни считал, что перед тем как перейти к исправлению и совершенствованию души необходимо изучить законы шариата.
-
Как ислам завоевывал Сибирское ханство?
Наиболее важным для исламизации Западной Сибири стал именно золотоордынский этап, особенно в период правления хана Узбека, когда ислам становится при нем государственной религией.
-
«Корни пускают везде»: махалли казанских татар в Стамбуле и других городах
Когда поволжские татары переезжают в какое-либо место, приезжают в какой-то город по торговым или иным делам, то начинают сразу объединяться и пускать свои корни.
-
«Буферное царство»: чем отличалось Касимовское ханство?
Касимовские татары, бывшие костяком государства, сохраняли свою веру. Когда в Казани во второй половине XVI в. исповедование мусульманской веры уже запрещалось царским правительством, сохранение мусульманских обрядов в Касимове входило в правительственную программу.