«И вспомните, как мало вас было»
وَاتَّقُواْ فِتْنَةً لاَّ تُصِيبَنَّ الَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةً وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ (25)
«И бойтесь смуты, которая охватит не только несправедливых среди вас (ее последствия затронут и остальных). И знайте, что Аллах наказывает сурово» (Аль-Анфаль, 25).
В риваяте, переданном от Хасана, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Али, Османа, Талхи и Зубайра [Табери, Джамиуль-Байан, 9/144].
Хасан передал это непосредственно от Зубайра ибнуль-Аввама. В этом риваяте сообщается, что Зубайр говорил: «Когда был ниспослан аят «И бойтесь смуты, которая охватит не только несправедливых среди вас (ее последствия затронут и остальных)», мы и подумать не могли, что данный аят был ниспослан в отношении нас».
Что говорится о битве при Бадре в суре Аль-Анфаль?
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что в день, когда состоялась битва при Бадре, посланник Аллаха ﷺ собрал сахабов и стал совещаться с ними по поводу выступления навстречу врагу.
В риваяте, переданном по другому каналу, сообщается, что Зубайр говорил: «Какое-то время я читал этот аят, и не мог подумать, что в этом аяте говорится о нас. Но в какой-то момент мы поняли, что он был ниспослан в отношении нас» [Табери, Джамиуль-Байан, 9/144].
Судди говорил, что данный аят был ниспослан в отношении участников битвы при Бадре [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 7/248].
وَاذْكُرُواْ إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ (26)
«И вспомните, как (на вашей родине в Мекке) мало вас было, и вас (язычники презирали и) считали слабыми на земле. Вы опасались, что (в любой момент) люди (неверующие) схватят вас. Но Он (Всевышний Аллах) дал вам убежище (в Медине), укрепил вас Своей помощью и дал вам благое пропитание, чтобы вы были благодарны (Аллаху за все эти многочисленные блага)» (Аль-Анфаль, 25).
В соответствии с риваятом, переданным от Кельби или Катады, или от них обоих, данный аят был ниспослан в день битвы при Бадре. В тот день верующие боялись, что многобожники одолеют их, но Аллах защитил их и поддержал их своей помощью [Табери, Джамиуль-Байан, 9/145].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении мухаджиров. Так как они, находясь в Мекке и будучи в явном меньшинстве, боялись, что многобожники уничтожат их [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/343].
وَمَا كَانَ صَلاَتُهُمْ عِندَ الْبَيْتِ إِلاَّ مُكَاء وَتَصْدِيَةً فَذُوقُواْ الْعَذَابَ بِمَا كُنتُمْ تَكْفُرُونَ (35)
«Их (язычников) молитва возле Каабы была просто свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же наказание за то, что вы не верили!» (Аль-Анфаль, 25).
В риваяте, переданном от Абдуллаха ибн Умара, сообщается, что во времена джахилии люди совершая таваф, хлопали в ладоши, свистели и прижимались щеками к земле. В связи с подобным поведением многобожников и был ниспослан этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 164].
«Мы испытываем одних посредством других»
Аллах Всевышний ниспослал эти аяты в ответ на мысли, возникшие в сердце посланника Аллаха ﷺ.
В риваяте, переданном от Саида ибн Джубайра, сообщается, что подобное поведение многобожников во время тавафа было продиктовано их стремлением помешать посланнику Аллаха ﷺ и мусульманам совершать свои поклонения в Запретной мечети. И данный аят был ниспослан в связи с тем, что многобожники всячески препятствовали и мешали посланнику Аллаха ﷺ совершать поклонение возле Каабы [Табери, Джамиуль-Байан, 9/158].
Мукатиль следующим образом описывает препятствия чинимые многобожниками: когда посланник Аллаха ﷺ вставал на намаз в Масджидуль-Харам, два человека из рода Абдуддар вставали справа от него и начинали свистеть, тогда как двое других вставали слева и начинали хлопать в ладоши.
Аллах Всевышний убил этих людей руками верующих в день битвы при Бадре [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/353-354].
Фото: elements.envato.com.
Читайте также:
-
Сайты для изучения арабского языка
Драгоценным сокровищем интернета являются некоторые сайты, разработчики которых преследуют цель служения арабскому языку и его наукам, поэтому они разработали инструменты, средства, программы и словари, которые удовлетворяют каждого любителя языка Священного Корана, будь он начинающий студент, продвинутый исследователь, писатель, журналист, или иной человек
-
Положение орального секса с позиции четырех мазхабов (подробно)
Одним из вопросов, который интересует многих мусульман, и котореы не получают на него нормального, обоснованного ответа, является вопрос так называемого орального секса (половой акт, в котором половое возбуждение и/или удовлетворение достигается ласками половых органов партнёра ртом или языком)
-
Что делать, если должник не возвращает деньги?
Человек, которому я дал в долг деньги, не возвращает мне долг, несмотря на то, что срок оплаты уже прошел. В качестве выхода из ситуации я хочу сделать следующее: дать моему должнику долг в долларах, он их разменяет и вернет мне, а предыдущий долг будет уже возвращать в долларах. Разрешено ли это?
-
Две жены Пророка Исмаила (а.с.): кто удостоился чести носить луч света Пророка (ﷺ)?
Исмаил (мир ему) - старший сын пророка Ибрахима (а.с.). Его называют отцом арабов. Он родился в Шаме. Когда Исмаил (а.с.) достиг совершеннолетия, Аллах велел принести его в жертву, и он проявил терпение и стойкость. Свое детство он провел среди племени джурхум.
-
Ангелы и их обязанности
Только Всевышний знает точное число ангелов. Но можно сказать, что их гораздо больше, чем мы даже можем себе представить. Ниже мы расскажем вам о самых известных ангелах и тех обязанностях, которые на них возложил Создатель.
-
Будет ли принято покаяние человека, который совершил грех повторно?
Я совершил кое-какую ошибку и пообещал Всевышнему, что больше не буду совершать этот грех, но не сдержал слова. Может ли согрешивший избавиться от грехов совершив покаяние и будет ли оно принято?
-
Можно ли за покойного читать Коран, если при жизни он употреблял спиртное?
Вопрос: принесут ли пользу покойному чтение за него Корана, зикра, раздача пожертвований (садака), если при жизни он не совершал намаз и употреблял спиртное?
-
Когда нужно употреблять выражение "Ма ша Аллах"?
Часто можно слышать, как мусульмане в ответ на какое-то радостное событие или наблюдение произносят: «Ма ша Аллах». Сегодня мы расскажем о значении этого выражения и о том, где и когда уместно его употреблять.