Как соотносятся между собой фарз, ваджиб и суннат?

Фарз – это обязательная для исполнения религиозная обязанность, по поводу которой имеется твердо установленное повеление. В качестве примеров фарза можем привести повеления совершать намаз, соблюдать ураза и платить закят.

Фарз имеет две разновидности: фарз айн и фарз кифая.

  1. Фарз айн – это повеления, которые каждый мусульманин должен исполнить лично. Как чтение пятикратного намаза и соблюдение поста в месяц рамазан.
  2. Фарз кифая – это обязанности, исполнение которых возложено в целом на всех мусульман. Если некоторые из них исполняют эти обязанности, то с других снимается долг исполнять их. Например, чтение заупокойной молитвы, дженаза, или ответ на приветствие.

Если фарз кифая никем не будет исполнен, то за это будут ответственны все находящиеся там мусульмане. К примеру, если на приветствие, обращенное к группе людей, никто из них не ответит, будет виноват каждый из этой группы. Но если один человек ответит на приветствие, то все остальные освобождаются от такой обязанности.

За исполнение фарза человек получит воздаяние, а за оставление фарза без уважительной причины в ахирате ждет наказание. Человек, отрицающий один из фарзов, перестает быть мусульманином.

Ваджибэто обязанность, исполнение которой хотя и не настолько категорично, как фарза, но опирается на серьезный религиозный довод и является долгом каждого мусульманина. К примеру, в ханафитском мазхабе ваджибом является принесение курбана, чтение витр и праздничных намазов.

За исполнение ваджиба, также как и за исполнение фарза, есть воздаяние, а за его оставление человека ожидают мучения. Человек, отрицающий ваджиб, не выйдет из религии, но окажется в заблуждении.

Только в ханафитском мазхабе между фарзом и суннатом есть отдельная ступень ваджиба. В других мазхабах нет такой отдельной от фарза степени обязательного, как ваджиб. Согласно этим мазхабам, фарз и ваджиб – это одно и то же. Если какой-то вид поклонения не является фарзом, то является суннатом. Например, фитр-садака по ханафитскому мазхабу является ваджибом, а по остальным трем мазхабам – фарзом.

Суннат – это те не обязательные, но желательные действия, исполнения которых исламская религия ждет от своих приверженцев. Исполняющий их удостаивается похвалы и заслуживает воздаяния, а кто оставляет, тот осуждается, но не будет наказан. Тот, кто не исполняет эти действия, может заслужить осуждение со стороны досточтимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ханафиты разделили суннат на три группы:

  1. Подтвержденный суннат, как намаз с джамаатом.
  2. Допустимый суннат, как пост по понедельникам и четвергам.
  3. Излишний суннат, как следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в еде, питье, манере ходить и спать.

В других мазхабах суннат имеет и такие названия как мандуб, нафиля, мустахаб, тетавву, ихсан и хасен. Выбирая точку зрения этих мазхабов, Ибн-и Абидин говорил следующее:

«Мандуб, мустахаб, нафиля и тетавву не различаются между собой. Оставление их нежелательно. В случае их оставления, осуждение будет несомненным». (Ибн-и Абидин, I/115)

А теперь поговорим о важности следования суннату и о вреде его оставления. Как известно, следование сунне является благим делом. Особенно в наше время, когда распространяются вредные новшества, а в умме появляются раздоры, следование сунне имеет еще большее значение. В такие времена одним только следованием сунне можно заслужить тысячи воздаяний. 

Высшая цель мусульман – заслужить довольство Аллаха. Среди всех путей, ведущих к довольству Аллаха, самым коротким, надежным и приемлемым является путь, который указал и по которому следовал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Любить досточтимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовать ему – вот единственный путь, который приведет нас к довольству Аллаха. В одном аяти-кариме Всевышний Аллах благоволит:

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». (Ал-и Имран, 3:31)

А в другом аяте наш Господь говорит:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха». (Ахзаб, 33:21)

Да, каждая проблема, нашедшая свое решение в сунне, играет роль компаса или фонаря на темном и опасном пути. Каждое действие нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является лучшим руководством для следования и повторения. Даже в его самых обычных повседневных делах заключаются глубокий смысл и большая польза для человеческой жизни. Следуя сунне, верующий и сам не сойдет с прямого пути, и других не введет в заблуждение. В одном хадис-шарифе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так высказазался по этому поводу:

«О, люди! Оставляю вам две вещи. Если будете их крепко держаться, никогда не войдете в заблуждение. Это – книга Аллаха и сунна Его посланника». (Имам Малик)

Как видим, жизнь согласно сунне имеет большое значение. По этой причине, проведение своей жизни в полном соответствии с сунной каждый мусульманин должен воспринимать, как свою главную обязанность.

Внесение изменений в сунну, являющуюся одной из двух великих достояний мусульман, является вредным новшеством, заблуждением и большой ошибкой. Сознательно оставивший сунну лишится шафаата, заступничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который не станет просить за него у Аллаха Тааля прощения грехов и недостатков.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle