Нежелательные действия, которые мы часто совершаем во время пятничной хутбы

Нежелательные действия во время пятничной проповеди. (Источник фото: freepik.com)

Нежелательные действия во время пятничной проповеди. (Источник фото: freepik.com)

Пятница – благословенный день, относительно достоинств и важности которого есть многочисленные хадисы и асары. Однако, кроме достоинств, люди также должны знать множество правовых и этических норм, связанных с поклонением в этот день. К этому поклонению относятся ритуальная чистота, коллективная молитва. Во время поклонения в мечети мусульмане должны соблюдать определенные правила поведения, в особенности во время проповеди. Относительно последней темы и будет наша статья.

6 наград, которые получает верующий за посещение пятничной молитвы

Разговор во время проповеди

Имамы ханафитского мазхаба относительно разговоров во время того, как имам читает хутбу, придерживались следующего мнения: «Нежелательным является во время проповеди вести разговоры, читать Коран и совершать какие-либо добровольные молитвы».

Всевышний Аллах говорит:

«Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют» (аль-А'раф, 204).

Имам Малик (да помилует его Аллах) по этому поводу в своем сборнике «аль-Муватта» приводит хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто скажет (что-либо) во время хутбы имама, даже слово «молчи!», то он пустословит, а кто пустословил во время хутбы, тот упустил пятничную молитву (полноценное вознаграждение пятничной молитвы)»

Кроме того, приводятся асары от таких сподвижников, как Абдуллах ибн Аббас и Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), в которых они говорят о нежелательности разговора во время пятничной хутбы (Абу Бакр ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф»). А как известно, слова сподвижников являются доводом в мазхабе Абу Ханифы.

Некоторые ученые придерживались такого мнения, согласно которому людям, находящимся в такой отдаленности от имама, из-за которой они не могут слышать хутбу, не возбраняется чтение Корана или религиозных книг (Абу Бакр аль-Касани, «Бадаи' ас-санаи'»). Однако согласно мнению большинства ученых в этом вопросе, человеку, который не слышит проповедь, желательно хранить молчание, чтобы заработать награду тех, кто молча слушает хутбу имама.

Ответное приветствие и мольба за чихнувшего

К нежелательным (макрух) действия во время пятничной проповеди также относится ответ на приветствие и желание милости («ЯрхамукалЛах») чихнувшим, так как слушание хутбы снимает с человека обязанность совершения этих действий.

Имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) говорил: «Внимательное слушание пятничной проповеди выше по награде, чем произнесение салавата». Мы видим, что имам считал эти подобные действия нежелательными.

Что касается имама Абу Юсуфа (да помилует его Аллах), то он считал, что человеку, слушающему пятничную проповедь, желательно произносить салават про себя так, чтобы не отвлекать других. Чихнувшим же, по его мнению, также желательно сказать: «АлхамдулилЛах» про себя, чтобы кто-нибудь по привычке не ответил ему.

Что нужно говорить, если при тебе чихнули?

К нежелательным действиям во время проповеди также можно отнести принятие пищи.

«Аминь» во время хутбы

Некоторые ученые считали мольбу к Аллаху условием правильной и полноценной хутбы. По их мнению, дуа во время проповеди не отвергается Всевышним, поэтому оставление этого действия считается крайне нежелательным.

В этом вопросе возникает противоречие ученых относительно того, можно ли слушающим людям говорить: «Аминь» во время мольбы имама. Хутба имеет то же положение, что и намаз, поэтому следует избегать разговоров во время хутбы.

Многие ученые считали, что произнесение слова «Аминь» вслух является нежелательным действием, которое лишает людей награды пятничной проповеди. По их мнению, это слово нужно говорить про себя.

Также в книгах по фикху приводятся наставления имамам, чтобы они перед произнесением дуа предупреждали мусульман, говоря: «Сейчас я буду произносить дуа, а вы говорите «аминь» про себя, но не вслух». Такая практика приводится от халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), который перед началом хутбы предупреждал людей подобным образом.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle