Мульк — собственность в исламе и ее виды
В арабском языке слово собственность «мульк» (الملك) означает: обладание человеком имуществом и своевольное распоряжение им.
В шариате собственности дается следующее определение: «Особое владение каким-либо лицом чем либо, вследствие которого оно принадлежит ему, и он имеет право распоряжаться им изначально по своему усмотрению, за исключением случаев, когда это распоряжение запрещается».
Разновидности собственности:
1. Полная собственность — это собственность по отношению к сущности чего-либо и извлечению пользы из него, вследствие которого собственник обладает всеми правами, установленными шариатом.
Ее особенности:
- она является абсолютной собственностью и не ограничена каким-либо сроком;
- не принимает распоряжения ею без согласия собственника;
- овладение собственностью осуществляется путем сделки (например, купли-продажи) или перехода по наследству или по завещанию;
- собственник может ее продать, или подарить, или пожертвовать на вакф, или завещать, а также передать в безвозмездное пользование или сдать в аренду.
Если собственник уничтожает свою собственность, то на нем ответственности нет, но с точки зрения шариата уничтожение имущества запрещено (харам).
15 видов торговли в исламе
2. Ограниченная собственность — это нахождение в собственности только сущности чего-либо или владение только извлечением пользы из чего-либо.
Ее разновидности:
а) собственность только относительно сущности чего либо — это когда сущность чего либо принадлежит одному лицу, а извлечение пользы — другому. Например, одно лицо завещает другому свой дом для проживания или землю для пользования в течение всей жизни или в течение трех лет.
Если завещатель умирает, то данный дом или земля становятся собственностью наследников, а тот, кто принимает завещание, становится собственником извлечения пользы в течение всей своей жизни или в течение трех лет. После истечения установленного срока извлечение пользы становится собственностью наследников.
Собственник сущности чего-либо не может извлекать пользу из данного имущества и не может распоряжаться извлечением пользы или сущностью имущества. И он должен вручить сущность имущества тому, кому это завещано, для осуществления его права на извлечение пользы из него. И если собственник сущности имущества запрещает ему это, то он принуждается к этому. Из этого видно, что данный вид собственности бывает постоянным и всегда завершается переходом в полную собственность.
б) собственность только относительно извлечения пользы из чего-либо. Существуют пять причин для собственности относительно извлечения пользы:
- «аль-игара» — это безвозмездная передача права пользования без передачи права собственности, в результате которой происходит обладание собственностью относительно извлечения пользы из чего-либо без дачи вознаграждения за это;
- «аль-иджара» — это сделка аренды, в результате которой происходит обладание собственностью с извлечением пользы из чего-либо с дачей за это вознаграждения;
- «аль-вакф» — это учреждение собственности относительно извлечения пользы без собственности относительно самой сущности вакфа, и он может извлекать пользу как сам, так и другой, если учредитель вакфа разрешит ему это, но если он определяет использование только им самим или это запрещает обычай, то это не разрешается;
- «аль-васыя» — это собственность относительно извлечения пользы тем, кому это завещано, и если завещатель разрешит, то он может предоставить ее в пользование другим как с вознаграждением, так и без вознаграждения;
- «альибаха» — это разрешение на уничтожение чего-либо или на его использование; например, разрешение на употребление пищи или плодов, а также общее разрешение на пользование общими благами, например, ходьба по дорогам общего пользования, посещение общественных парков, пользование школами и больницами; также особое разрешение на использование определенной личной собственности, например, садиться в машину или проживать в доме; согласно единодушному мнению ученых, для извлекающего пользу не является действительным уполномочивание другого на извлечение пользы из того, что ему разрешено, также предоставление другим для пользования, а также разрешение другим.
в) право, вытекающее из общего пользования (сервитут) — (например, право на воду для орошения и питья; право собственника земли, находящейся вдали от русла воды, на проведение воды для орошения своей земли и т.д. Не является действительным передача этих прав другим, поскольку в этом будет ограничение в собственности.
Мудараба — продукт исламского банкинга
"Гражданские и финансовые правоотношения"
Читайте также:
-
Из мужских размышлений об идеальной женщине
Существует ли образ идеальной женщины, уподобляясь которому, прекрасный пол мог бы претендовать на вечную любовь со стороны мужа? Кто- то скажет – выполняющая все правила шариата и покорная мужу.
Тогда почему даже самые религиозные и «правильные» женщины, по всем пунктам выполняющие свой долг перед мужем, не всегда являются образцами любимых и страстно желанных женщин? Достаточно ли лишь подчиняться мужу, чтобы стать совершенной супругой? Нужно ли еще что- то знать и делать женщине, кроме исполнения желаний мужа, чтобы завоевать его сердце
-
Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?
Хариджиты (خوارج; хаваридж – выступившие, вышедшие, покинувшие) – первое в истории Ислама религиозно-политическое движение, секта, сформировавшаяся как религиозный протест против политического решения последнего из праведных халифов Али бин Абу Талиба в ходе действия битвы при Сиффине.
-
Мужчина, совершивший это, не может даже прикоснуться к своей жене
В лексическом значении слово «зихар» означает «одевание одной одежды поверх другой». В терминологии шариата словом «зихар» обозначается случай, когда мужчина запрещает для себя свою жену, говоря при этом: «ты для меня как спина моей матери».
-
Будьте осторожны! Эти слова ведут к неверию
Способность общаться, уметь разговаривать и понимать друг друга – это великая Милость Всевышнего Аллаха, которую человек зачастую воспринимает как должное и обыденное. Ведь именно языком человек может произносить прекрасные слова, вызывая положительные эмоции у других, может восхвалять Всевышнего Аллаха и выражать свою благодарность Творцу.
-
Если Аллах не нуждается в нас, то зачем Он нас создал?
Нужда подразумевает заполнение какой-то бреши или исправление какого-то недостатка.
-
Можно ли дуть на еду?
Дуть на еду или питье, а также дышать в посуду является макрухом. По этому поводу существуют хадисы. Такое поведение негативно воспринимается другими людьми и служит причиной попадания микробов и бактерий из нашего рта в посуду или в пищу и питье.
-
Важно: необходимое поклонение в праздник Ураза-байрам
Благословенный и самый любимый всеми мусульманами месяц Рамадан неудержимо близится к концу. Уже на исходе последние десять дней, а дальше – Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Это праздник, который напоминает нам о смирении и уповании на Аллаха. Для каждого верующего этот день — причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта.
-
Только в Рамадан! Два момента, когда ваши ДУА будут обязательно приняты
И Коран, и Сунна говорят о неоценимых достоинствах дуа как о сущности и лучшей форме поклонения. Это удивительный способ приблизиться к Аллаху.