Кто он - человек, чье сердце не было увлечено мирскими благами?

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 6. Восхваление повелителя правоверных ‘Али б. Абу Талиба  (да будет доволен им Аллах!)



Вслед за ‘Усманом [пришел] ‘Али Муртаза, Гордость мира и Лев Божий.

Обладателем Самсама и Кумкама он был.
Ударом Зульфикара он этот путь проложил.

Богатырь богатырей в [этом] мире,
В джихаде малом и великом, [так и] знай!

Подобного самости чистой его, о обладатель взора чистого,
На свете никто никогда не видел.

«Нет юноши храбрее ‘Али» (ла фата илла ‘Али), – сказал Посланник.
Восхвалил Муртазу (‘Али б. Абу Талиба – прим. ред.) [тот] обладатель тайных смыслов.

В мусульманстве, шариате и убежденности
Усердствовал он [всей] душой в религии.

Во время молитвы, поста и в положении стоя
Чистая самость его всегда была занята поклонением.

Ничего из мирского не пропустил он в сердце,
Ни к чему из воды глины не коснулся рукой.

Рудником щедрости и пожертвования была самость его.
Лучше нее было тело и знамения его.

Гордость и предводитель друзей [Аллаха]
В мусульманстве и на пути Аллаха.

Ибо ‘Али чистым душою и благочестивым [был],
Владыкой, главой людей и весьма избранным [был].

Если назовут его «брат мой» (араб. ахи), это дозволяется.
Не называй его неким другом [Аллаха], он лучший из друзей [Аллаха].

И эмир, и сподвижник, и друг [Аллаха] он.
Из всего был у него удел.

Был он свободен от желания и нафса,
Словно чистый рубин в гранате.

Годами он усердствовал ради Аллаха,
Ради шариата и религии Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.).

Послушай восхваление товарищей Мухаммада,
Открой глаза, прислушайся к этим словам.

Запах правдивости Сиддика (Абу Бакра – прим. ред.) и ‘Умаровой справедливости
Если ты почувствуешь, душу ты усладишь.   
                                                
В знании ‘Усмана и кротости того ‘Али
Если ты будешь усердствовать, поистине, будешь ты другом [Аллаха].

Один подобен душе, а другой – духу.
Один подобен разуму, а другой – очам.

Один подобен меду, а другой – сахару.
Один подобен морю, а другой – жемчугу.

Один подобен утру, а другой – утреннему похмелью.
Благодаря одному произошла победа (фатх), а благодаря другому – успех (футух).

Один подобен свече, а другой – светильнику.
Один подобен саду души, а другой – лугу.

Один является солнцем, а другой подобен луне.
Один подобен утру, а другой – утренней заре.

Четырьмя столпами мира являются эти четыре товарища.
Для Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.) четыре товарища являются избранниками.

Абу Бакру и ‘Умару с ‘Усманом,
Вместе с ‘Али Муртазой постоянно

Славословия я читаю [всей] душой,
Сердцем, душою, духом и языком.

О Господь, из почтения к четырем товарищам
Не сменяй наш покой на беспокойство.

Смилостивься над сердцем и душой нашими,
Поскольку нет никого, кроме Тебя, о Султан наш!

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle