Память о семи поколениях - рассказ мусульманина о изучении жизни предков. Связь с прошлым или ответ на вопросы "кто я" и "где мои корни"


Память о семи поколениях

После намаза, чтения Корана, зикра Аллаха, мы часто посвящаем награду за них Пророку (с.а.в.), его сподвижникам, семье, духовным наследникам, а также семи поколениям наших бабушек и дедушек. Абу Исмагил – системный администратор одной из компаний Татарстана. Вот уже на протяжении нескольких лет он занимается поиском в архивах Татарстана и Башкортостана информации о своих предках. Его рассказ об изучении истории своего рода, судьбы различных поколений предков и знакомстве с жизнью прадедов не по сочинениям историков, а по реальным архивным документам дает возможность ощутить свою связь с прошлым, прикоснуться к нему, узнать свои корни и происхождение,  стать продолжателем традиций предшествующих поколений.

       Когда мне было 12 лет, мы с отцом ездили в деревню. Я помню, как отец спрашивал у своего дяди - младшего брата его матери, кто их предки. Тогда я записал слова дяди в свой дневник. В 20 лет я опять посетил этих родственников в деревне и пообщался со старшим братом моего отца, дополнив полученную ранее информацию. Жена старшего брата отца, которой около 85 лет, в 2008 году во время нашей поездки в Башкортостан, рассказывала о предках своего мужа – моего дяди. В этом же году в архиве Уфы я обнаружил метрики, ревизские сказки, составленные старостами для  подушного налогового обложения населения, - поименные списки жителей, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. Получил более уточненные документально подтвержденные данные. Я заказывал ревизские сказки за 1795 год, где также указаны мои предки. В Москве сохранились ревизские сказки за 1762 и 1742 годы, которые должен получить в ближайшее время. Мне интересны знания о предыдущих поколениях моих бабушек и дедушек как со стороны отца, так и со стороны матери.

       К сожалению, людей старшего возраста, которые помнят о предшествующих поколениях, почти не осталось. Революция 1917 года, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война явились причинами для нарушения процесса передачи информации о предках от поколения к поколению. Так, телефонный разговор с односельчанином моего отца оказался безрезультатным: бабай, в 17-18 лет призванный в армию в 1942-1943 годах, в последующем редко приезжал на родину.  

       Незадолго до смерти отца, мы нашли книгу «Мухаммадия», на полях которой моя бабушка, мама отца, арабскими буквами записывала даты рождения своих детей. Оказывается, мой папа на 50 дней старше официального дня рождения. Так перед своей смертью отец узнал о времени своего рождения.


Связь через столетия

      Раньше принад­лежность к определенному роду во мно­гом определяла положение и статус чело­века в обществе. В Священном Коране и хадисах Пророка (с.а.в.) даются сведения о народах и родах пророков, праведников и других людей, а также об историях жизни целых стран, городов и племен. Исторические писания, древние сказания, саги, мифы, песни и сказания разных наро­дов мира знакомят нас с родословными реальных и мифических правителей, геро­ев древности, целых народов.

     На заре человечества знание рода и происхождения диктовались необходимостью, как для избега­ния нежелательных браков между близки­ми родственниками, так сохранением в эпоху общинного ведения хозяйств у тюркских народов «своих» территорий кочевий. Старейшины рода строго следили за тем, чтобы их пастбища не занимались представителями других родов:  каждому роду - союзу из нескольких родствен­ных семей определялись свои маршруты движения, места кочевок, пастбища для летнего и зимнего пребывания и выпаса скота. Существо­вание общины делало необходимым зна­ние членов своего рода для того, чтобы отличать «своих» от «чужих».  Во все вре­мена при отстаивании своих интересов и прав человек рассчитывал, прежде всего, на помощь своих близких кровных родственников. Обращение к своим корням, изучение культурных и исто­рических традиций своего народа, своих дедов и прадедов начинается с изучения своей родословной - «Кто ты? Кто и кем были твои предки? Откуда они, чем занимались?»   

      В наши дни происходит стирание  различий между народами, приводящие нередко к разрушению общественных устоев: наро­ды обезличиваются, утрачиваются их куль­турно-исторические традиции и многове­ковые социальные институты, и, наконец, происходит духовное обнищание, вырож­дение. Вырастают целые поколения людей, лишенных представлений о националь­ных культурных традициях и истории свое­го народа, уважения и памяти о своих предках, сбитые в свое время ложными идео­логиями и ориентирами, превратившими их в безликую массу. Отсутствие воспитания в духовных тра­дициях своего народа, и как следствие воз­никающая духовная пустота, чаще застав­ляют такого человека присваивать себе культурные и исторические достижения других народов, прикрывая, таким обра­зом, свою духовную наготу, т.е. происхо­дит ассимиляция и растворение в другом этносе, либо общество выбрасывает его на «обочину», делая изгоем. О людях такого рода принято говорить: «Без роду, без пле­мени». Кто-то из руководителей 3-го рейха, кажется, Геббельс, говорил: «Уберите историю народа, и он превратится в быдло». Чтобы не быть этим легко управляемым стадом, я и интересуюсь историей. К тому же, знать семь поколений своих предков – это сунна.

Поиск

      Расскажу о том, каким образом вы сможете самостоятельно провести исследование своей родословной. Документы, с которыми вы столкне­тесь, могут содержать массу интересной информации о составе семей, их социаль­ном статусе, материальном состоянии. Воз­можно, в них вы найдете описание каких-то событий, о которых вам рассказывали ваши бабушки и дедушки: земельные споры и еще много чего интересного.

Генеалогические исследования следует начинать с опроса своих ближай­ших родственников старшего поколения. Расспросите их об интересующих вас родственниках, своих дедах, прадедах, их братьях и сестрах, запишите степени родства, год рождения и смерти, местожи­тельство и обязательно место рождения, имущественное состояние и сословие. Если сохранились какие-то личные доку­менты: свидетельства о рождении, справ­ки о смерти, обязательно снимайте с них копии. Они станут отправной точкой в ваших поисках.

      В генеалогические росписи (у мусуль­ман - шэджерэ) вносились в первую оче­редь предки по мужской линии. Такие шэд­жерэ нередко становились единственны­ми историческими источниками, содержавшими в себе описание важнейших событий в истории рода или пле­мени и целых народов, имена основателей родов, информацию о быте и нравах эпо­хи.

     Еще одним важным источником информации о ваших предках вам могут стать эпитафии на могильных камнях. В особенности, если ваши предки прожива­ли в деревне. В деревнях и по сей день в старой части кладбища можно найти ста­рые могилы и могильные камни с эпита­фиями конца и середины XIX века, выпол­ненные арабской графикой. Надписи на этих могилах большей частью обветшалые, с тяжело читающимися буквами. Таков подготовительный этап.


История предков и история государства

      Изучая историю своего рода, мы изучаем и историю своего народа, поскольку мы и наши предки явля­емся частью целого. Что делать, если по каким-то, может быть, от вас и ваших родителей независя­щим причинам и обстоятельствам, у вас не сохранились шэджерэ вашего рода, памя­ти о ваших предках? В таком случае есть выход - обратиться в государственные архивы, хранящие материалы переписей населения Российской империи.

Здесь следует дать краткую историчес­кую справку-разъяснение по поводу этих переписей. История переписей населения Российского государства имеет богатую историю. Первые переписи - учет населе­ния Российского государства - известны еще с XIII века, со времен монгольских завоеваний и установления власти ханов Золотой орды над русскими княжествами. Учет населения на Руси проводился со вполне определенными, а именно фис­кальными целями. Государство стреми­лось контролировать численность подат­ного (тяглового) населения с целью обло­жения его налогами и податями. Учет велся по хозяйствам, единицей обложения являлись дома или «дымы». Результаты этих переписей в XIV-XV веках фиксировались в «писцовых книгах». Поз­днее в XVII веке единицей налогообложе­ния становится хозяйство (двор), и пере­писи эти начинают именоваться подвор­ными переписями. Начиная с XVIII века, со времени прав­ления Петра Первого, в Российской импе­рии с определенной периодичностью про­водятся ревизии населения. Учтенное насе­ление записывалось в ревизские сказки. После отмены крепостного права и до 1920-х годов учет населения в России велся в метрических книгах.

Государственные архивы

     Имея первоначальную информацию, вы можете продолжить исследователь­ский процесс, но вам следует знать, куда обращаться за помощью. В Казани все основные архивные доку­менты, фонды учреждений, организаций, предприятий Российской империи, архив­ные документы учреждений, организаций и предприятий советского периода хра­нятся в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), главное здание которого расположено по адресу: улица Кремлев­ская, 12/20.

Если вы решили сами участвовать в исследовании вашей родословной, то за допуск в читальный зал архива и за пользование архивными документами плата не взимается.

Этот архив, равно как и другие, выдает сведения по запросам граждан о граждан­ском состоянии - о рождении, смерти и бракосочетании. В запросе необходимо указать дату, место жительства на момент события (населенный пункт, уезд, губер­нию), фамилию, имя, отчество запрашива­емого лица (в запросе о рождении допол­нительно - фамилии,  имена, отчества роди­телей). Справки по запросу о раскулачива­нии и конфискации имущества в период массовых репрессий при необходимости архивом выдаются бесплатно. В запросе необходимо указать дату, место проведе­ния репрессии (населенный пункт, сельсо­вет, район), фамилию, имя, отчество, год рождения главы и членов раскулаченной семьи.

Информацию о жертвах политическо­го террора в СССР можно найти и в интер­нет-сайтах, например,  -  www.memo.ru.   Сведения об имущественном состоя­нии являются платной услугой архива. Национальный архив также платно предоставляет ответы на генеалогические запросы. Прием запросов осуществляется через стол справок по адресу: Казань, ул. 8 Мар­та, 5а, ком. 117 в письменном виде на татарском и русском языках.

Как читать метрику

Метрическая книга – это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния – рождений, браков, смерти. Метрические книги  велись

до 1918 (в некоторых районах до 1921 г.), затем регистрация актов гражданского состояния была передана отделам ЗАГС местных    органов исполнительной власти.

     В архиве вам придется работать с доку­ментами личного происхождения. Метрические книги мусульманских приходов на период примерно с 1870-го по 1920-е годы и православных приходов, начиная примерно с 1780-х годов. Инфор­мацию о предках, живших ранее 1870-х годов, лучше искать по ревизским сказ­кам.

Метрические книги содержат инфор­мацию о родившихся, умерших, вступив­ших в брак и разведенных за год по кон­кретному населенному пункту.

У татар-мусульман обязанность учета и регистрации в метрических книгах лежала на приходских муллах. Они вели учет всех родившихся, вступивших в брак, развед­шихся и умерших по своему приходу. Запи­си в метриках велись на старо - татарской графике, в основе которой лежала арабская письменность. Если вы не владеете знаниями в области прочтения таких руко­писных документов, то тогда вам придется обращаться за помощью к специалисту.

     На указных мулл заводились личные дела, хранившиеся в фонде губернского правления. Они также могут стать под­спорьем в поисках сведений о ваших пред­ках.

В метриках, как правило, указывалось, в «списке родившихся за год»: имя, пол, день и месяц рожденного, фамилия и имя его отца и матери, нередко - сословное положение родителей, а также место рож­дения и регистрации с полным указанием названия губернии, уезда, волости и селе­ния.  В «Списке умерших» указывалась дата смерти, имя покойника, имя его отца, воз­раст умершего и причина смерти.  В «Списке вступивших в брак» могла стоять семейная родовая тамга, знак жениха и отца невесты. У мусульман никах обыч­но читался в махалле невесты, у право­славных, наоборот - в махалле и населен­ном пункте жениха. Указывался возраст жениха и невесты на момент вступления в брак, имена их родителей или опекунов, имена двух сви­детелей, имама мечети, совершившего обряд бракосочетания, а также размер махра (свадебного подарка) со стороны жениха невесте.

Метрики по селениям Казанской губернии и по входившим в нее уездам - Лаишевскому, Арскому, Чебоксарскому, Тетюшскому, Спасскому, Ядринскому, Царевококшайскому,   Чистопольскому, Свияжскому, Мамадышскому, Козмодемьянскому в границах на середину XIX века хранятся в отделении НА РТ по адресу: улица 8 Марта, 5а, ком. 11. Они выдаются для чтения в читальном зале в виде микро­копий.


Сказка для уплаты податей

Ревизские сказки - именные списки населения Российской империи XVIII - XIX вв., охваченного ревизиями (переписями). Их целью было установить наличие того или иного человека, факт его проживания в деревне, заставить платить налоги и подати. Эти списки составлялись довольно точно с минимальными искажениями. С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий.

      Вторым видом документов, с которыми вам придется работать - это ревизские сказ­ки населения по Казанской губернии. В Казани сохранились ревизские сказки десятой ревизии (за 1857-59 годы), девятой - (за 1850-й год), восьмой - (за 1834 год), есть также отдельные ревизские сказки,, правда, не по всем населенным пунктам Казанской губернии, а также предыдущих ревизий вплоть до третьей (за 1762 год). Основная масса ранних ревизских сказок (с первой по седьмую) в настоящее время хранится в Москве в Российском государ­ственном архиве документов и актов (РГАДА). В 2009 г фотокопии самой первой ревизской сказки за 1719-1727 годы по селениям Казанской губернии всех административных дорог, кроме Арской, т.е. по селениям Ногайской, Алатской, Галицкой, Зюрейской дорог были переданы РГАДА в Национальный архив РТ. Следует также помнить, что территория Казанской губернии не совпадала с нынешней территорией Республики Татар­стан. Часть районов РТ в прошлом адми­нистративно входили в состав соседних с Казанской Уфимской, Самарской, Симбирской, Вятской губерний. Так, большая часть юго-восточной части современней республики Татарстан входила в состав Уфимской и Самарской губерний. К Уфимской губернии относились  территории современного Сармановского, Мензелинского, Бавлинского, Актанышского, Менделеев­ского, Азнакаевского и части Альметьевского районов. В Самарскую губернию входили территории современ­ных Черемшанского, Лениногорского, Бав­линского, Муслюмовского, Ютазинского, Бугульминского и часть Альметьевского районов. Часть северных районов респуб­лики: Балтасинского, Кукморского, Мама-дышского, Елабужского - входили в состав Вятской губернии, а также Менделеевский и Агрызский районы. Южные и юго-западные районы РТ: Буинский, Дрожжановский и часть Тетюшского, Нурлатского и Спасского - входили в состав Симбирской губернии. Так что, если, ваши предки из Буинского района, то обращаться за ревизски­ми сказками вам придется в архив города Ульяновска, т.к. основная часть документов (ревизские сказки, некоторая часть метрик.) по этому району хранится не в Национальном архиве РТ в Казани, а в областном архиве Ульяновска.

      Кроме того, по районам, которые до 1922 года   входили   в  состав  Уфимской губернии, в качестве источника можно порекомендовать просмотреть результа­ты Сельскохозяйственной переписи за 1917, 1920 годы. В Казани результаты сельскохозяйственной переписи по Казанской губернии не сохранились.

Сложности при исследовании

      Во время поисков вы можете столкнуться с отсут­ствием запрашиваемых вами документов. Предположим, вы заказали метричес­кую книгу по конкретному населенному пункту и за определенный год, но в архиве её не оказалось. Такое нередко встречается. Метрика за этот год могла не сохраниться по разным причинам. Что делать в таком случае? Главное: не отчаиваться   и   продолжать   поиск.   Мне   пришлось столкнуться с этой проблемой во время выяснения точного года, месяца, числа рождения своего прадеда, который, согласно рассказам моих родственников, родился в 1878 году. Но метрики за этот год по населенному пункту, в котором мой пра­дед родился, не сохранилось. В таком слу­чае можно искать предка по другому собы­тию. Например, по году его бракосочета­ния. В листе бракосочетания обязательно указывался возраст вступивших в брак, и помимо собственных имен, указывались еще и имена их родителей. Конечно, здесь вам придется просмотреть метрики не за один год, а, может быть, даже за десять и более лет, если вы  не знаете точной датой вступления в брак ваше­го прадеда или прабабушки. В противном случае можно высчитать примерный год вступления в брак по дате рождения пер­венца у этого предка... Работа эта доволь­но кропотливая, требующая терпения, но все же интересная.

     Можно также искать информацию о ваших предках и по году рождения их детей. Для этого вам опять же нужно быть уверенным в точности года рождения. Правда, не всегда в метриках на родив­шихся детей дается информация о возрас­те их родителей. Чаще всего указывается только фамилия и имена обоих родителей, без указания возраста.

     Следует также упомянуть о трудностях прочтения тех же ревизских сказок, без которых поиски могут оказаться бессмыс­ленными. Письмо и стилистика писания (шрифт) в России неоднократно менялись. Если ревизские книги XIX века более или менее нам понятны, то ревизские сказки XVIII века читать без специальной подго­товки будет сложно.

История своего народа

        Само по себе чрезвычайно интересно прикосновение через столетия к событиям и людям – твоим предкам. Узнать их имена, по которым можно определить, исповедовали ли они ислам, насколько искренне. У предков до 8-го колена со стороны отца моей мамы у всех мусульманские арабские имена. Самый «древний» из них по имени Абсалям (Абду Салям) должен был родиться в 1730 - 1740 годах. Встречались и такие имена тюркского происхождения как Бикбау, Биккинэ, Ишбулды, Мамкей. У некоторых предков со стороны отца – персидские имена: Ардашир, Башир. Сейчас очень часто встречаются европейские имена: Альберт, Феликс, Эдуард, Марат, Фердинанд, Артур, Роберт.

Хотелось бы попробовать копнуть в историю своих предков глубже – не на 300, а на 400 лет.

Хасан Хусаинов

Специально для Islam-Today.ru

Социальные комментарии Cackle