Саид хазрат Шагавиев: «Для татарских богословов авторитет Абу Ханифы непререкаем»
Богословие, в широком смысле этого слова, у татар XIX – нач. XX веков продолжало традиции средневековья, но с другой стороны, благодаря реформаторским веяниям, обсуждались новые вопросы, ранее не затронутые.
Особое внимание уделялось богословско-правовой школе ханафитов. Для татарских богословов, независимо от принадлежности к лагерям кадимистов или джадидистов, было аксиомой, что авторитет Абу Ханифы непререкаем.
Для одних это было традицией, для других констатацией факта соответствия его идей Корану и сунне. Так как татарские богословы были ханафитами, большинство их работ в области теологии и фикха были описанием ханафитской религиозно-правовой школы. Поэтому больше всего в их книгах говорится об этом мазхабе, и, соответственно, чаще всего они считают свой толк наиболее верным из других.
На этом фоне особо выделился Муса Бигиев со своими неординарными идеями в области богословской мысли. Но даже после этого, в одном из своих арабоязычных трудов «ал-Вашиа», Бигиев открывается для нас в новом свете, т.е. как защитник суннизма от шиитских воззрений, удивляя своим глубоким изучением толка имамитов-шиитов.
Главным и типичным представителем богословско-философской мысли того периода являлся Ш. Марджани.
Краткая биография Марджани - как открылись его уникальные способности
Его религиозное мировоззрение сложилось под влиянием классического бухарского мусульманского образования того времени и чтения в библиотеках Бухары и Самарканда известных трудов мусульманского Востока.
Помимо этого он стал частью суфийской традиции ордена накшабандиййа, получив разрешение на духовное воспитание учеников от авторитетных шейхов, ведущих свои духовные цепочки к Пророку Мухаммаду.
Несмотря на реформаторские взгляды в религиозных вопросах, татарский мыслитель во всех своих произведниях заявлял о правоверии ханафитского вероучения и доказывал правоту этого мазхаба.
Все произведения Марджани написаны на арабском языке, не считая нескольких книг на татарском языке. Около половины трудов посвящены богословской тематике, остальные – истории, литературе и языку.
Всего, по нашим сведениям, Ш. Марджани написал 18 богословских трудов. Многие из трудов были напечатаны в Казани, маленькая часть из них хранится в рукописном виде. Эти произведения были условно разделены на несколько групп:
- вероучение;
- исламское право;
- коранические науки;
- нравственность и мораль, проповеди.
Шигабутдин Марджани и священный Рамадан: важные факты из жизни ученого
Всевышний сделал начало и конец месяца Рамадан зависимыми от увиденной новой луны не потому, что начала месяца невозможно определить без этого, а для того, чтобы показать людям легкий способ.
Вопросы, которые затронул Марджани в своих богословских трудах, были актуальными для его эпохи. Круг интересов Марджани в сфере богословия был широким.
Арабский язык, по замыслу Марджани, его произведений должен был сделать их доступными для всего исламского мира. Богословское наследие татарского мыслителя широкое по тематике и открывает нам его личность с разных сторон.
В первую очередь, сочинения этого ученого представляют интерес для современных татар-мусульман, так как проблемы, над которыми работал их знаменитый предшественник, могут оказаться актуальными для возрождающегося ислама в Татарстане.
Следует также заметить, что Муса Джарулла, будучи в Индии и встретив там представителей новой секты коранитов, написал труд «Китаб ас-сунна», и таким образом выступил в защиту суннизма уже от воззрений коранитов, приведя против них сильные доводы на основе Корана и хадисов для его эпохи.
Неизвестные стороны Шигабутдина Марджани
Экономия и щепетильная бережливость... Щедрость, трепетное отношение к знаниям и ученым. Что нового можно узнать о великом богослове Шигабутдине Марджани?
Шагавиев Дамир «Татарская богословская мысль XIX - нач. XX вв.
и Шихабуддин Марджани»
Читайте также:
-
Можно ли одевать одежду после неверующих?
Недалеко от нашего дома в мечети раздают лишнюю одежду. Мы с сестренкой мусульманкой часто там берем одежду. А сейчас к нам в голову пришел вопрос, следует ли по шариату ее носить? То есть можно ли носить одежду секонд хэнд? А если это одежда досталась нам от неверующих? Мнение Ваше по этому вопросу? (Айсылу)
-
Суеверие – поклонение приметам
Подобно тому, как заброшенный участок зарастает бурьяном, так и суеверие появляется на почве невежества и неверия
-
Слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди
Сердце, является самым ценным органом, который даровал своим рабам Милостивый. Если наше сердце здорово, то здорово и все тело. Если же наше сердце поражено недугом, то и все тело поражено недугом.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В теле человека есть кусочек плоти. Если он здоров, то здорово и все тело, а если он болен, то и все тело поражено недугом. Знайте, что этим кусочком плоти является сердце» (Бухари, Муслим, Ибн Маджа).
-
Законы в Исламе
Ислам формирует мировоззрение каждого мусульманина, от начала жизни и до самого ее конца. Для истинного мусульманина основополагающим сводом законов является Шариат: исповедуя ислам невозможно ограничиться лишь государственными законами и нормативными актами.
Шариат – это не просто свод ограничений, законов и и запретов, но и собрание правил поведения, моральных, нравственных и духовных норм. В основе Шариата лежат Коран и Сунна (высказывания и дела пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует). Шариат охватывает такие аспекты жизни мусульман, как религиозные обязанности, нормы уголовного права, нормы семенных отношений и взаимоотношений между верующими.
-
За это обещано 3 блага от самого Аллаха
По преданию Всевышний Аллах однажды сказал одному из своих Пророков:
- Поистине есть такие рабы, которые любят Меня, а Я люблю их. Они желают встретиться со Мной, а Я желаю встретиться с ними. Они поминают Меня, а Я поминаю их. Если ты последуешь их путем, то будешь любим Мной. А если отвернешься от них, то разгневаешь Меня!
-
Частый поступок, из-за которого ангелы отдаляются от человека
Наверно, в мире нет ни одного человека, который бы никогда не врал. Лжет человек вроде бы для собственного блага, но приносит страдания другим людям. Чтобы облагородить себя, скрыть свои недостатки и избежать ответственности, человек обращается ко лжи и забывает, что главной составляющей любых отношений является искренность, честность и доверие. Обманывая, мы унижаем человека и лишаем его права на правду.
-
Когда силы на исходе...
Какой бы верой человек не обладал, бывают моменты, когда он испытывает уныние, упадок сил и апатию. Также у каждого из нас бывают моменты, когда ничто не мотивирует нас к совершению благих поступков. И в такие моменты на помощь приходит Коран и сунна пророка (мир ему).
-
Встречаем Исра и Мирадж: удивительные события ночи Вознесения
Пророк продолжил свое путешествие с Джабраилем, пока они не достигли Сидрат аль-Мунтаха – Лотоса крайнего предела. С этого места Джабраиль оставил Пророка (мир ему) - для него это была граница, которую он не мог переступить...