Суеверие – поклонение приметам


 

 «Человеческое понимание таково,

Что, когда предположение создано, оно заставляет

все остальное лишь добавлять все новые

 доказательства и подтверждения».

Ф. Бекон.

 В 1943 году известный психолог, гуманист Абрахам Маслоу опубликовал свою работу под названием «Пирамида потребностей Маслоу», в которой была освещена теория иерархии человеческих потребностей: от низших до высших. В этой пирамиде на втором месте, после утоления физиологических нужд, располагается потребность в чувстве безопасности, в основе которой лежит инстинкт самосохранения. Когда я анализирую примеры суеверного поведения людей, я прихожу к выводу, что именно потребность в безопасности, выражающаяся в чувстве спокойствия, заставляет людей действовать и думать алогично, неразумно, внушая себе и другим: «не делай так – и все будет хорошо», «делай вот так – и беда обойдет стороной» и т.п.

Но обо всем по порядку...

Истоки суеверия

В русском языке это слово наиболее точно отражает сущность этого явления. Слово образовано от слияния двух основ «суе» (напрасный, беспричинный) и «вера» - то есть буквально вера в беспричинные связи, как суррогат истинной веры.

Подобно тому, как заброшенный участок зарастает бурьяном, так и суеверие появляется на почве невежества и неверия. Суеверие возникает из двух потребностей:

- безопасности;

- познания.

Приметы тянутся в современность из времен язычества, когда люди, не имевшие истинной веры (но имея потребность в ней), наделяли окружающий мир сверхъестественными качествами и посредством определенных действий искали защиты от его потенциального вреда. Датский психолог Альфред Леманн пишет, что человечество всегда стремилось при помощи подобных заблуждений и связанных с ними «магических операций» получить власть над внешним миром и вместе с тем познать факты, лежащие за пределами обыкновенного опыта.

Каждый человек нуждается во внутренней опоре, способствующей его выживанию. В качестве этой опоры могут выступать: во-первых, знание (опора мозга или разума) и, во-вторых, вера (опора сердца). Когда нет ни твердых знаний, ни глубоких убеждений, человек начинает верить в приметы, в скрытые связи между черной кошкой и неудачной дорогой, пустыми ведрами и неблагополучием, привычкой свистеть и материальным недостатком и т.д. Так на смену истинной вере приходит ее «голограмма» - суеверие.

Иллюзорная корреляции

«Пристрастие» к суеверию можно объяснить психологическими особенностями, присущими людям. Одной из таких является «иллюзорная корреляция».

Иллюзорная корреляция (или иллюзия связей) – это психологическое явление, суть которого заключается в том, что человек воображает наличие связи между явлениями, свойствами, параметрами. На фундаменте иллюзорной корреляции построены целые «системы знания» - например, астрология, хиромантия, физиогномика и т.п. До сих пор очень популярным развлечением среди населения являются гороскопы (иллюзорная связь между датой рождения и характером, способностями и даже судьбой). В широком смысле все эти верования относятся к суеверию, так как подобные «суезнания» не имеют подтверждений ни в науке, ни в религии.

Безосновательность даже таких «невинных» верований, как вера в связь между погодой и болезнями, была доказана путем экспериментов. Исследователи в течение года наблюдали за пациентами, страдающими артритом. Несмотря на убежденность пациентов в связи между погодой и состоянием здоровья, ученые не обнаружили реальной взаимосвязи между их дискомфортом и погодными условиями.

Ислам vs Суеверие

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь»[1].

«Нет заразы (вирусов), нет тайры (аналогия суеверия о чёрной кошке), нет хамы (то есть убеждение древних арабов о том, что неотомщённая, убитая душа человека становится летучей мышью), нет сафра (по убеждению древних арабов, в животе каждого человека есть змея «сафр», кусающая человека, когда тот хочет есть, и поэтому человек испытывает голод), нет нау-а (по убеждениям древних арабов, это дождь, выпадавший по истечению каждых тринадцати ночей из-за «падения» одного из 28 ежемесячных положений луны), нет гаваля (по убеждению древних арабов, это обобщённое наименования вида джиннов, показывавшихся перед людьми в пустыне, чтобы сбить их с пути) и больной не может заразить здорового».

Бедуин спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Посланник Аллаха, а как же тогда верблюды? Они в песке, как газели, и тогда появляется паршивый верблюд и входит в их (стадо) и передает паршу всем». Пророк, да благословит его Аллах, ответил: «Тогда кто же заразил первого?»

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, остерегал и словно идолов разбивал ошибочные представления людей о связи тех или иных явлений. Согласно хадису, переданному Ахмадом: «Вера в дурные предзнаменования свидетельствует о многобожии»[2].

Когда же его спросили о том, что является суеверием, он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Суеверие — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него»[3].

Как много людей, даже в период доступности религиозного знания, все так же поклоняется своим ошибочным убеждениям. Их поклонение – это не просто вера сердцем в предзнаменования, а конкретные действия, ритуалы, которые иногда носят даже «народный» характер. Например, обычай давать невесте в руки ребенка-мальчика (у некоторых северокавказских народов). Объяснение: чтобы в новой семье обязательно появился младенец мужского пола. Или писать женское имя в обуви невесты: чтобы вскоре обладательница этого имени вышла замуж. Или ставить ведро с водой и булкой  хлеба, на которое при выходе невеста обязательно должна взглянуть: чтобы в новой семье всегда был материальный достаток и благополучие. Удивляет также невежество людей, которые недовольны количеством детей или их полом. Как будто детей можно «заказать». Подобными суеверными заблуждениями, возведенными в ранг традиций, стереотипов, предрассудков, мы противоречим Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришедшему к нам с истинным знанием. Мы пытаемся «предугадать» будущее и даже повлиять на него своими «магическими операциями» как в древности. Только сегодня в качестве магических ритуалов выступают и вера в приметы, и обычаи языческих времен, подобные тем, которые были перечислены выше.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий»[4].

Человек должен смириться с тем, что ему недоступно сокровенное знание. Но это не отрицает стремления к знаниям вообще. Наоборот, стремление к дозволенным и полезным знаниям похвально и щедро вознаграждается. Согласно хадисам, для человека, идущего по пути знаний, облегчается дорога в рай.

В то же время человеку тяжело избавиться от «суеверных наущений». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ни один человек  не может избавиться от трех вещей: предположения, сомнений и зависти»[5].

Сомнения, подозрения, зависть могут возникнуть в душе человека, но он не должен подпитывать их дальнейшими размышлениями о них и ни в коем случае не подкреплять поступками на их основе… Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (в продолжение хадиса) сказал: «Продолжи свой путь, невзирая на приметы (суеверие), пришедшие в голову; если зависть проявляется, усмири ее; если закрадется подозрение, не принимай его за правду и не воплощай в жизнь!»

Если даже при таком мудром руководстве человек оступился и не совладал с душевной слабостью, то ему следует признать свою ошибку и покаяться. Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, привел слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот впал в многобожие». Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Вам следует сказать: «О, Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя»[6].

Подобно тому, как и в ухоженном саду может иногда вырасти сорняк, так и душа верующего не свободна от предположений. И вместо того, чтобы начать ухаживать за ним, мудрый садовник должен вырвать его. Помните Буратино, который закопал, то есть «засеял» поле чудес золотыми монетами, надеясь, что на следующее утро там вырастет «денежное дерево»? И потерял свои деньги. Каждому человеку Аллах даровал веру в Единого Бога, непорочность сердца. И когда мы начинаем следовать приметам, предрассудкам, гороскопам, разделять народные верования и тому подобные ошибочные убеждения, мы будто закапываем свою истинную веру на кладбище суеверия...

Контрубеждением суеверия может стать убеждение в том, что всякое благо и всякое зло происходит только по воле Аллаха, а также вера в Его всезнание и всемогущество и смирение перед незнанием сокровенного, доступного только Всевышнему Аллаху.



[1] Аль-Бухари, 10/182, Муслим (2220).

[2] Ахмад.

[3] Ахмад, 1/213. Хадис слабый.

[4] Коран, сура «Лукман», аят 34.

[5] Ахмад ибн Али ибни Хажарил-Аскалани.

[6] Ахмад, 2/220; Ибн ас-Сунни «‘Амалюль-яуми уа-ллейля», 292; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 24/201.

Социальные комментарии Cackle