Накиб аль-ашраф: история появления одной из самых почетных должностей в Османской империи

 

 

Кто обладал одной из самых почетных должностей в Османской империи?

Кто обладал одной из самых почетных должностей в Османской империи?

Род пророка Мухаммада (мир ему) был продолжен его дочерью Фатимой и внуками - Хасаном и Хусейном (да будет доволен ими Аллах). В последующем потомков Хасана стали называть шарифами, а потомков Хусейна - саидами. Но такое разделение произошло не сразу...

Во всем исламском мире почитание Пророка (мир ему) перешло и на его потомков, они пользовались большим авторитетом, и им предоставлялись особые привилегии. Но во времена правления династии Омейядов  потомки пророка считались угнетенными. Это еще больше усилило чувство верности к Пророку (мир ему) и его потомкам, а также ускорило их популярность среди мусульман.

Саид (сеид, сейид, сеййид) - это почетное обращение к потомкам пророка Мухаммада (мир ему). В арабском языке оно имеет значения: господин, предводитель, добродетель, священный.

Слово шариф (шериф) означает благородный, честный, священный, знатный. Оба слова сейчас используются по отношению к потомкам пророка Мухаммада (мир ему), ведущих свой род от дочери пророка Фатимы и Али (да будет доволен ими Аллах). 

До ислама слова саид и шариф использовались арабами при обращении к знатным людям. С приходом Ислама эти оба слова стали применяться по отношению к внукам и правнукам пророка Мухаммада (мир ему) от его дочери Фатимы и Али (да будет доволен ими Аллах). Кроме детей от Фатимы у Али были еще дети от других браков. Обращения саид и шариф использовались и в отношении остальных детей Али. 

Начиная с 10 века по григорианскому календарю эти почетные титулы стали использоваться лишь при обращении к потомкам внуков пророка Мухаммада (мир ему) Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах). Слово саид впервые использовал сам посланник Аллаха (мир ему), обращаясь к своему внуку Хасану. (Бухари, Фазаилю асхаби-Наби, 22). Однажды назвав Хасана и Хусейна “предводителями юношей Рая”, посланник Аллаха (мир ему) тоже использовал слово саидайн (саиды).

В 969 году правители Мекки, ведущие свой род от Хасана (да будет доволен им Аллах), получили титул шариф. А правители Медины, ведущие свой род от Хусейна (да будет доволен им Аллах), получили титул саид. Таким образом, произошло первое разделение этих почетных обращений. Однако часто в мусульманском мире эти обращения использовались без разделения, как синонимы.

Знакомство тюркских народов с саидами и шарифами произошло в 10-11 веках, когда они стали массово принимать ислам в Булгаре, Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи), Хорезме и Хорасане. Тюрки охотно принимали новую религию, а также с большим уважением и любовью относились к живым потомкам Пророка (мир ему).

Саиды и шарифы рассеялись на обширной территории исламского мира, простиравщегося от Испании до Центральной Азии, в том числе и на территории Малой Азии. После возникновения Османского государства саиды и шарифы получили в нем особые социально-экономические права и привилегии. Благодаря этому многие саиды и шарифы стали мигрировать в Османскую империю из других стран. Таким образом, они стали одними из главных элементов, связывавших Османское государство с исламской традицией.

Чтобы отслеживать быстро растущее число саидов и шарифов, Османское государство стало опираться на опыт прежних мусульманских государств. Впервые во времена правления султана Баязида I Молниеносного (1389-1403) был назначен особый человек для наблюдения за саидами и шарифами (примерно в 1389 –1402 годах). Им стал Саид Наттаи, приехавший из Багдада в Бурсу с известным османским святым - Амиром Султаном Бухари (ум. 1429).

Похоронная процессия султана Сулеймана Великолепного. Перед телом покойного султана в зеленой чалме и мантии идет накиб аль-ашраф

Похоронная процессия султана Сулеймана Великолепного. Перед телом покойного султана в зеленой чалме и мантии идет накиб аль-ашраф

Известный турецкий историк Ашик Челеби (ум. 1572), который происходил из рода Саида Наттаи в своей книге "Ус-Саара" дает важную информацию об истории появления титула накиба аль-ашрафа в Османской империи. Согласно Челеби, Саид Наттаи после прибытия в Малую Азию получил должность «назур садат», затем эта должность перешла его сыну - Саиду Зейнелабидину. А после его смерти многие годы эта должность оставалась вакантной.

Позже в период правления султана Баязида II (1481-1512) в 1494 году Саиду Махмуду впервые был присвоен титул накиб аль-ашраф вместо прежнего назур садат, и он стал главой саидов и шарифов, эта должность просуществовала вплоть до распада Османской империи в начале 20 века.

Титул накиба аль-ашрафа мог получить саид или шариф из сословия ученых (ильмие). Во время торжественных мероприятий им всегда предоставлялось почетное место. Их можно было отличить по особой одежде, важным элементом которого была зеленая чалма. Саиды и шарифы в Османской империи относились к особому привилегированному сословию - они были освобождены от налогов и не могли подвергаться телесным наказаниям.

Накиб аль-ашраф: история появления одной из самых почетных должностей в Османской империи

У накиб аль-ашрафов не было слишком много обязанностей. Самой важной их обязанностью было ведение учета саидов и шарифов, а также разоблачение самозванцев - мутасаидов, пытавщихся обманным образом присвоить себе эти почетные звания. Для этого они имели своих представителей в провинциях империи - каймакамов. Саидам и шарифам выдавался особый документ, сийадет худжети, который свидетельствовал об истинности их происхождения и особых правах.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle