Особенности мусульманской семьи (очень подробно)

1. В Исламе мусульманская семья создается на основе законного брака, называемого никах.

Институт брака существует во всех религиях, и в их основе лежат определенные принципы. Без заключения брачного контракта не может быть и речи о нормальной семье. Брак предохраняет человека от беспорядочных связей, венерических заболеваний и различных проблем. Кроме того, брак предупреждает кровосмешение.

2. Благодаря вступлению в брак обеспечивается воспитание членов семьи в желаемом направлении и обретении нравственности.

Согласно принципам Ислама ответственность за это возложена на главу семьи. В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». Сура ат-Тахрим, 66/6.

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству».  Бухари

В Исламе людей между собой связывают именно нити имана (веры), и  только после идет кровная связь. Поэтому некоторые неверующие члены семьи остаются за пределами понятия семьи. Когда Пророк Нух (алейхиссалям) взмолился Аллаху с просьбой спасти его сына от наводнения, Всевышний Аллах изрек:

«О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд».      Сура Худ 11/46

Как видим, сын Нуха был его сыном по крови, но из-за неверия он не был засчитан членом семьи, тогда как Мухаммад (алейхи саляту ва салям) считал членом своей семьи Салмана Фариси – перса по национальности, с которым у него не было никаких родственных связей.

3. Исламская семья зиждется на любви и взаимном уважении родителей и детей.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден к своим детям и членам своей семьи. Он(салляллаху алейхи ва саллям) очень любил детей и все время играл с ними. Хазрат Айша (радыяллаху анха) рассказывала, что как-то к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел один из жителей пустыни и спросил:

– О Расулуллах! Вы целуете детей? А мы никогда не ласкаем и не целуем детей.

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия и любви.      Бухари, Адаб, 22.

Это эпизод свидетельствует, что в Исламе любви и нежности к детям придается огромное значение. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), посадив на одно колено Усама бин Зайда, на другое внука Хасана и прижав обоих к груди, взмолился Аллаху:

«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!»   Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фазаил, 64.

Эта молитва Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) показывает его нежность и любовь к детям. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал произносить слова проклятий по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра.

Анас (радыяллаху анх) говорил:

«Я прислуживал Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям.) десять лет. Увидев недостаток в моих поступках, он ни разу не сказал мне: «Лучше бы ты поступил по-другому!»

Женщины в период джахилии (в доисламский период) занимали такое низкое положение на социальной лестнице, что это было сильным оскорблением прекрасной половины. Арабы, опасаясь, что дочери в будущем будут вести аморальный образ жизни, живыми закапывали их в землю. Сердца, окаменевшие и лишенные милосердия, диктовали такие жестокие законы, чтобы оградить себя от безнравственности, которая является следствием невежества. Аллах в суре «ан-Нахль» состояние этих невежд описывает таким образом:

«Когда одному из них объявляют рождение дочери, лицо его омрачается, и он делается печален». Сура Ан-Нахль, 16/58

Женщины-невольницы были объектами оскорблений и насмешек и в то же время  игрушками для наслаждений.

С появлением Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) был создан институт правоведения, в котором огромное место уделено правам женщин. Теперь женщина заняла свое достойное место в обществе, где ее возвели на пьедестал почета и окружили уважением и почтением. Самым большим достижением Ислама является институт матерей. Высказыванием Пророка (с.а.в.) «Рай под ногами матерей»  женщины удостоились заслуженного внимания.

Следующий случай является примером чуткого отношения Пророка (с.а.в.) к женщинам.

Во время одного из походов невольник по имени Анас, напевая песни, ускорил бег верблюдов. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), обеспокоившись тем, что женщины, вследствие своего нежного строения, будут испытывать неудобства, сделал невольнику тонкий намек, выразившись таким образом: «Эй, Анас! Будь осторожен, не разбей стекло!»

В другом хадисе Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) отметил:

«Из мирского мне полюбились женщины и прекрасные запахи. Молитву сделали для меня светом глаз».

Женщины и приятные запахи – это действительно важные блага, данные нам Аллахом в этой жизни.

В том, чтобы земная жизнь прошла в обстановке счастья и покоя, очень важную роль играет праведная женщина. Она хранит имущество, оберегает очаг, содержит дом в порядке и блюдет честь хозяина. Женщина наполняет дом счастьем и любовью. Счастье семьи начинается именно с материнской любви. Любые тучи невзгод и печалей рассеиваются с улыбкой женщины. Разве есть что-то нежнее, чувствительнее, чем материнское сердце, которое напевает песни счастья и нежности?

Матери – это божественные создания, вобравшие в себя милосердие Аллаха. Счастье женщины начинается с первого мгновения материнства. Хадис Пророка  «Рай под ногами матерей»  содержит в себе высокую оценку и подчеркивает особую роль женщины в жизни человека.

Нежные запахи – это волны наслаждения, окутывающие души, приносящие облегчение и свежесть. Прекрасные запахи таят в себе наслаждения, которые нравятся даже таким лучезарным созданиям, как ангелы.

В одном из хадисов сказано:

«Самый лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье».

« Пожертвование, оказанное себе, семье и детям – это садака». (Садака – вид милостыни.)

Этими выражениями Мухаммад (саллллаху алейхи ва саллям) показывает нам, что здоровая семья зиждется только на искренней любви.

С другой стороны, и дети должны выказывать должное уважение к родителям. Особенно большое значение это имеет в тот период, когда родители достигают преклонного возраста и нуждаются во внимании и помощи.

Всевышний Аллах повелел: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Сура Аль-Исра, 17/23-24.

Рассказывает Абу Умама (радыяллаху анх):

«Как-то некто спросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «О, Посланник Аллаха! Каковы права родителей?»

Мухаммад  ответил:

«Благодаря им ты можешь войти в Рай или попасть в Ад. Поэтому обращайся с ними, учитывая это». Ибн Маджа. Адаб, 1.

 

По этому поводу Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сделал следующее предупреждение:

«Аллах доволен (человеком) тогда, когда довольны родители. Аллах гневается, когда гневаются родители».

Абдуллах б. Амр (радыяллаху анх) рассказывал:

«Один из мусульман пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и сказал:

– О Расулюллах! Я желаю принять участие в джихаде вместе с вами.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у него:

– А тебя есть родители?

Тот ответил, что есть. Тогда Пророк  приказал ему:

– Будь рядом с ними, ибо это и есть твой джихад. Служи им!

 

Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Милость Аллаха зависит от того, доволен ли отец своими детьми. Гнев Аллаха зависит от гнева родителей».

В одной из своих проповедей Пророк (с.а.в.) воскликнул:

«Да будет он проволочен носом по земле, пусть будет проволочен носом по земле!»

Удивленные сподвижники спросили: «О Расулюллах! О ком вы говорите?» Он ответил им:

«Пусть поступят так с таким человеком, который, когда рядом с ним состарился один или оба родителя, не смог заслужить Рай (служением им)».

Но при всем существует и такой важный фактор, как обязанности родителей.

Отец является главой семьи и поэтому он отвечает как за социальное, так и за религиозное состояние семьи. Содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста, его обучение обязательным знаниям – все это является обязанностью отца. Он должен обучать ребенка сам или же отправить его к учителю. В этом деле мать является помощницей отца и несет ответственность после главы семьи. Но особенно важна роль матери в воспитании девочек.

Выполнение своих родительских обязанностей означает выполнение обязанностей и перед Аллахом. Все усилия и труды, затраты и расходы, совершенные для семьи ради милости Аллаха, являются благими делами, служением людям. Самое лучше служение – это обретение прекрасных качеств, ибо благодаря этому человека ожидает Рай. Прекрасные нравы являются причиной спасения как для состоятельной семьи, так и для бедной, поэтому все должны стремиться приобрести хорошие черты характера и научиться прекрасным манерам.

Основные обязанности главы семьи Пророк (с.а.в.) определил следующим образом.

Отец обязан:

1) дать ребенку хорошее имя;

2) научить чтению и письму, то есть обучить необходимым знаниям;

3) когда ребенок достигнет брачного возраста, женить его.

Как видим, как у детей, так и у родителей есть определенные права и обязанности, поэтому семейного уюта и гармонии можно ждать лишь только в том случае, когда все члены общества и семьи выполняют свои обязанности.

Социальные комментарии Cackle