Каким Шигабутдин Марджани был в обычной жизни?
Все мы знаем Шигабутдина Марджани как великого богослова и ученого. А каким же он был в своей повседневной жизни? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Личности, близко знакомые с Шигабутдином Марджани, отмечали его трудолюбие. От 4 вещей Марджани получал больше всего удовольствия: от служения народу, преподавания, чтения и написания книг. В те времена, когда издательское дело у татар только развивалось, он приложил много усилий для издания книг для своих единоверцев.
Обычно будние дни Марджани проводил в преподавании шакирдам и чтении. Он практически никогда не разлучался со своими книгами, даже в пути и во время различных поездок он старался находить время для чтения. Если удавалось найти свободную минутку для отдыха, то богослов обязательно либо читал, либо что-то писал. Для него это считалось наилучшим отдыхом.
Тайны аксакалов: как мечеть «Аль-Марджани» охранялась Аллахом целых 250 лет?
Старушка посоветовала молодому рабочему уехать, что он и сделал. А остальные шестеро разобрали старинный минарет. Но уже в течение 2-х следующих лет при разных обстоятельствах все до одного погибли...
Марджани обычно занимался до 12-ти ночи, а иногда мог задержаться и до 2-х утра. Но при этом он всегда в положенное время вставал на утренний намаз и никогда никуда не опаздывал. Этого режима великий богослов придерживался вплоть до своей смерти.
Лишь после совершения хаджа, годам к семидесяти, Марджани стал ложиться пораньше, примерно в 10-11 часов вечера. Когда один из соседей богослова спросил причину, он ответил: «Когда мы были молоды и полны сил – сидели допоздна. Хвала Аллаху, тогда мне удалось сделать много задуманных дел. Но сейчас я уже постарел. И у меня нет прежних жизненных сил и желания».
Если Марджани брался за какое-либо дело, то делал это основательно и обязательно доводил его до конца. При этом он мог столкнуться с тысячами преград, трудностями и различными доносами со стороны недоброжелателей. Однако все равно доделывал каждое начатое дело.
Часто современники не давали должной оценки стараниям богослова. На это у Марджани был свой ответ: «То, что я говорю, и то, что я делаю, является полезным для мусульман. Если сегодня этого не ценят, то в будущем появятся те, кто оценят».
Как Шигабутдин Марджани изменил старые порядки казанских купцов
Марджани открыто выступил против устоявшихся в мусульманской общине Казани порядков, где местное духовенство превратилось в прислужников татарских богачей.
Одним из главных черт Марджани была прямолинейность: он всегда прямо и без всяких увиливаний отвечал на заданные ему вопросы. Если он хорошо владел темой, то отвечал сразу, если не владел – исследовал. Однажды богослову задали противоречивый вопрос, на что он ответил: «Сейчас ты создал для меня большую работу. Хотя я помню высказывания некоторых факихов по этому вопросу, но не помню мнения основных богословов. Книга, в которой собраны пояснения на данный вопрос, находится в кладовой. Чтобы ее найти, потребуется не меньше одного часа. И теперь моя душа не успокоиться, пока я ее не найду».
Шигабутдин Марджани мало разговаривал, а если говорил, то тихо и взвешивая каждое слово. В маджлисах, которые проходили в бесполезных спорах между муллами, богослов предпочитал сидеть тихо и не вмешиваться.
Богослов не любил принимать гостей во время работы и часто, когда приходили незваные гости, Марджани провожал их со словами: «Извините, я пока занят работой». Но все менялось, если дело касалось знаний. Однажды, когда к нему для встречи пришел один черкес, Марджани сказал: «Оказывается этот человек из ученых. Пусть пожалует». И сам встретил его, выйдя босиком на улицу.
Воспоминания Сулеймана Аитова: "Каюм Насыри надевал шубу мехом наружу..."
Когда он находился дома, то надевал свою шубу мехом наружу (в те времена было принято одевать шубу мехом внутрь, чтобы лучше грело). Если у него спрашивали причину, он отвечал...
Продолжение следует…
Читайте также:
-
Где находится мечеть джиннов?
Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был также пророком и для джиннов. В Коране Аллах Всевышний говорит: «Я создал людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарийат 56). Поэтому посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и их призывал к Исламу, и читал им аяты Корана.
-
За что Муса (а.с.) просил прощения у Всевышнего Аллаха?
После того как Мусе, мир ему, Аллахом была доверена пророческая миссия, и он стал проповедовать среди народа Израиля, фараон захотел убить его, но его жена Асия убедила не делать этого, и Муса, мир ему, был отправлен в изгнание. Так пророк оказался в одном из египетских городов, войдя в который он увидел как...
-
«Генч Осман» – символ начала конца Османской империи
В истории Османской империи немало случаев, когда факты перемешиваются с вымыслом, в результате чего возникают сюжеты, достойные экранизации или полноценного романа. Это в полной мере относится к XVII веку – веку, в котором былое величие Османов начало меркнуть, чтобы окончательно закатиться двумя столетиями позже.
-
Вечность в Аду? Это несправедливо!
Какой бы прекрасной не казалась нам наша жизнь, рано или поздно она закончится. Богатых и бедных, знаменитых и не очень, старых и молодых всех нас в итоге ожидает одна и та же участь – все мы возвращаемся к своему Всемогущему Творцу, который по нашим деяниям определит наше вечное будущее. И если кого-то из нас ожидают вечные Райские сады, то другим суждено вечное пребывание в Геенне огненной.
-
«Пророк проклял любого, кто сделает мишенью живое существо»
Милосердие ислама выходит за рамки человека и относится ко всем творениям Аллаха. Несмотря на то, что Аллах создал их для подчинения человеку, ислам запрещает жестокость по отношению к животным. 1400 лет назад, еще задолго до современного движения защиты животных, ислам предписал доброту к животным, а жестокость причиной попадания в Ад.
-
Тайны исцеления от любых заболеваний, раскрытые в Священном Коране
В действительности в Коране содержаться снадобья не только от известных человечеству болезней, но и от тех, с которыми человечество еще не сталкивалось.
-
Исламская линия доверия: "Я не хочу быть мусульманкой"
Не хочу чувствовать себя мусульманкой. Про сабр тоже слышать нет желания. Изучать, как раньше, Ислам - тоже. Вот думаю, может это не испытание, может мне просто не надо принимать Ислам и жить по Сунне?
-
Что нужно сделать, чтобы Всевышний принял дуа?
Чтобы дуа была принята Всевышним, нужно соблюсти ряд условий.