«Демократический халифат», или как живут мусульмане в США

Фото: elements.envato.com/ Rawpixel

Фото: elements.envato.com/ Rawpixel

Официальной статистики о численности мусульман в США нет. По данным авторитетного исследовательского центра «Pew Research Center» на конец 2018 и начало 2019 года в США проживало почти 3,5 млн мусульман (более 1% от общего населения страны).

Большинство мусульман – это взрослое население от 16 лет и иммигранты, не родившиеся в США. Ожидается, что к 2050 году численность мусульман достигнет 8 млн человек. Таким образом, они станут второй по численности религиозной группой. Число американцев-мусульман продолжает расти со скоростью примерно 100 тысяч человек в год.

Основной путь прироста обусловлен сравнительно высокими показателями рождаемости в мусульманских семьях. Другая причина заключается в иммиграции приверженцев ислама в США. Иммиграция мусульман остается вопросом, волнующим как политические круги Штатов, так и само население, до сих пор с недоверием относящееся к мусульманской общине.

Но американцы также обращаются в ислам. Интересно, что большинство неофитов – это бывшие христиане. Смена убеждений не оказывает большого влияния, так как количество принявших ислам и число вышедших из этой религии примерно одинаково.

Фото: elements.envato.com/ YuriArcursPeopleimages

Фото: elements.envato.com/ YuriArcursPeopleimages

Мусульманское население США молодеет. Молодые люди, родившиеся уже после 11 сентября 2001 года, отличаются своим отношением к религии и светскому образу жизни. Некоторая часть мусульман считает необходимой концепцию «демократического халифата» – когда последователи ислама, не вступая в конфликт с законами и интересами светского общества, придерживаются требований веры.

Мусульманин остается законопослушным гражданином и называет Америку своей родиной, в том понимании, которое не противоречит его религиозным убеждениям. Но конфликт интересов государства и религии в таком случае сохраняется, порождая новые проблемы.

Объединение некоторой части американских мусульман под знаменами «демократического халифата» не прошло мимо внимания общественности. В ультраправых кругах Америки не первый год звучит тема «ползучего шариата». Она отражает страх распространения исламского закона по США.

Дело доходит до утрирования: «ультраправые» опасаются, что мусульманская идея скрытого шариата может стать доминирующей. В период президентства Дональда Трампа произошел незначительный рост исламофобских настроений. Атмосфера общественного недоверия поставила перед мусульманами Америки новые задачи.

Ислам и Америка: 9 исторических фактов, о которых вы точно не знали

Фото: elements.envato.com/ Rawpixel

Фото: elements.envato.com/ Rawpixel

Здесь «центр ответственности» смещается с «традиционных мусульман», чье влияние основано на знаниях религиозных источников, к новой группе «социально-ориентированных». Они ведут более светский образ жизни, глубже интегрированы в американское общество и пытаются разъяснить сущность ислама широким массам на доступном языке.

При этом в разнообразной мусульманской общине уживаются шииты и сунниты; женщины, не носящие хиджаб, но при этом верующие; представители нетрадиционных сексуальных ориентаций и многие другие. Столкновение догматов с реальностью не скрывается, а воспринимается как само собой разумеющееся.

Консервативно настроенная часть мусульманского населения США обеспокоена «модернистскими» процессами, опасаясь отхода от традиционных принципов. Но удивительный факт – в большинстве своем они продолжают поддерживать именно Демократическую партию.

Несмотря на это, мусульмане США не спешат заявлять о серьезной либерализации исламской общины. Ее представители сегодня – это в некоторой степени политические кочевники, которые ищут внимания, чтобы реализовать права на политический голос. В последнее время понимание и «сочувствие» они находят именно среди американских демократов.

Можно вспомнить бывшего участника президентской гонки 2020 года Берни Сандерса. Кандидат снискал высокую поддержку среди американцев-мусульман благодаря решительной позиции по правам палестинцев на свои исторические территории. Политический поиск вносит разногласия и в саму мусульманскую общину.

Американский избиратель-мусульманин не всегда находит «точки соприкосновения» с братьями по вере. Зачастую причиной этого становится позиция или поведение США в различных странах Ближнего Востока и арабского мира в целом. Будь то государственный переворот в Египте в 2013 году, в Турции в 2016 году, или гражданская война в Сирии.

Условный союз мусульманской общины и лагеря демократов видится как вынужденное партнерство в условиях укрепления так называемого «белого» консерватизма, и давления его представителей на различные меньшинства. Но существует и определенная напряженность между общественным консерватизмом некоторых мусульман и все более светским духом демократов.

Забытая мечеть в самом центре Нью-Йорка

Фото: elements.envato.com/ voronaman111

Фото: elements.envato.com/ voronaman111

Тем не менее, мусульманская община в США продолжает развиваться. Группы мусульманских активистов образуют альянсы с другими сообществами, что позволяет им участвовать в определении социальной или культурной политики, начиная с малого – собственного округа.

Такие группы, как «Проект плюрализма» («The Pluralism Project»), поддерживают и обучают кандидатов-мусульман, которые пытаются встать на выборные должности. В Палате представителей штата Миннесота можно увидеть американку сомалийского происхождения, носящую хиджаб и активно защищающую интересы избирателей своего округа.

Мусульмане баллотируются в губернаторы, заседают в федеральном конгрессе США. Такая активность не всегда вызывает положительную реакцию местного политического истеблишмента. Некоторые называют ислам опасной политической идеологией или «политизированной» религией.

Но современные мусульмане США пытаются донести до американского общества, что религиозная свобода защищает не убеждения. Она защищает людей, которые придерживаются этих убеждений. Последователи ислама понимают, что по своей природе американская политическая система ориентирована на защиту меньшинств, в том числе религиозных.

В этой части у них есть немало возможностей защищать свои права через институты общественного контроля. Традиции американской культуры дают возможность религиозным общинам не просто вести диалог с властью, но и напрямую участвовать в политике.

Иммиграция в США, выбор этой страны в качестве своей новой родины – это личный выбор каждого, и если мусульманам хочется жить в одной стране с протестантами, латиноамериканцами, республиканцами, представителями сексуальных меньшинств, то им придется уживаться со всем этим многоликим сообществом.

Точно так же и немусульманскому американскому населению придется считаться с приверженцами ислама и не удивляться, когда в Верховном суде США или в конгрессе мусульманин отстаивает права своих братьев по вере. Смысл в том, чтобы вписываться в американское общество гармонично, не нарушая целостности «общего полотна».

Первые мусульмане Америки и новая функция Корана Томаса Джефферсона

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle