Рациональность – дар Аллаха

Известный исламский тезис о том, что религия Аллаха не признает разделения жизни на мирские и религиозные аспекты означает не только, что любое действие верующего человека должно взвешиваться на весах богоугодности, даже если оно, на первый взгляд, выглядит как сугубо мирское. Это означает, что такие категории, как харам (запретное) или халяль (дозволенное), а также весь спектр оттенков между этими двумя полюсами, не относятся только к религии, но и пронизывают, или, в идеале, должны пронизывать собой каждую минуту бодрствования мусульманина.

Говоря проще, мусульманин-чиновник не возьмет взятку, потому что это – харам; мусульманин не пойдет на охоту ради забавы, поскольку шариат запрещает отнятие жизни у живых существ ради спортивного интереса, азарта, занятного снимка и прочих соблазнов. То есть – это тоже харам. С другой стороны, мусульманин всегда поможет всякому нуждающемуся, если его помощь не будет обращена во вред кому-либо или чему-либо. Таков ислам.

Но вопрос отсутствия разделенности на светское и религиозное относится не только к явлениям повседневности. Если взглянуть на содержание Корана, то нетрудно заметить, что Небесное откровение явно не проводит какой-либо разделительной линии между религиозными или светскими истинами. Поэтому в исламе всегда признавалась роль рациональности, роль разума и мышления в постижении истины. Именно поэтому в исламе нет такого понятия как таинства, к которым допущены некие избранные. В этом свете понятно, почему в исламе отсутствует и деление на чернь и избранных: если два мусульманина собрались прочитать намаз вместе, то имамом становится наиболее знающий из них двоих, хотя его социальный статус, при этом, может быть на уровне нуля.

Благодаря отсутствию такого деления, поклонение в виде намаза, призванного приблизить человека к истине, будет исполнен в любых условиях, даже если рядом нет дипломированного муллы. Иными словами, в исламе истина доступна для всех, вопрос только в том, насколько сильным является желание человека постичь ее. Отсюда и интерес мусульман к знаниям, а также высокая степень почитания обладателей знания. В общем, истина – это суть ислама, ислам – суть истины.

Другой важный коранический посыл заключается в научении человека такой простой вещи, как индивидуальный характер истины. Иными словами, для любого количества людей истина всегда будет одна, однако каждый придет к ней своим уникальным путем. Это означает, что истину невозможно внушить другому, навязать ему под страхом наказания или посулив пряник. В обоих случаях это будет насилием над истиной и оскорблением человека. Почему оскорблением? А потому, что Аллах дал каждому человеку разум и способность мыслить. Поэтому и истина должна озвучиваться, чтобы мог вступить в свои права единственный инструмент, в котором истина нуждается для того, чтобы быть принятой. Я имею в виду рациональность, мышление, умение человека анализировать и делать выводы. Пророческая миссия посланника Аллаха (ﷺ) была воплощением именно такого подхода к трансляции истины. Поэтому Аллах и вменил ему, и, соответственно, всей умме проповедовать мягко, разговаривать с людьми по-доброму, уважая их личность и достоинство. Возможно именно поэтому в истории ислама не было случаев насильственного обращения в ислам.

Причина ниспослания аята: «Нет принуждения в религии»
Чтобы до конца понять смысл данного аята, необходимо знать причину его ниспослания. Веления Аллаха становятся яснее, когда человек узнает о том, из-за какой ситуации или ответом на какой вопрос они были ниспосланы...
27.04.2021
3663

Таким образом, ислам призывает человеческий интеллект исследовать истинность коранических учений со ссылкой на изучение человеческой природы, истории и рациональности. Она пробуждает человеческие способности к рассуждению и дедукции не только для проведения религиозных исследований, но и для достижения светского знания, поскольку светское знание не может заниматься чем-то, что не было бы сотворено Аллахом.

Говоря проще, для светской науки нет чего-то, что было бы отдельным от того мира, который создал Аллах. Поэтому можно говорить только о различии подходов к получению и накоплению знаний: знания о религии не нуждаются в экспериментах, тогда как научное знание основывается на эксперименте. Но это не противоречие, как любят попрекнуть атеисты: мол религия и наука несовместимы. И религия, и наука занимаются одним и тем же, но линия разделения проходит в самом человеке. Достаточно вспомнить, что выдающиеся научные открытия в истории ислама были совершены глубоко религиозными людьми. И именно Коран сподвиг их к поискам и открытиям.

Впечатленный этим выдающимся акцентом Корана на поиске знаний, нобелевский лауреат, профессор, доктор Абдус-Салам решил изучить влияние этого просветительного посыла Корана на мусульманскую мысль раннего периода.

Справка:

Мухаммад Абдус-Салам (1926-1996) – пакистанский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1979 год. Именем учёного назван Международный центр теоретической физики в Триесте. Член Лондонского королевского общества (1959), иностранный член Академии наук СССР (1971), Национальной академии наук США (1979).

Затрагивая это тему Мухаммад Абдус-Салам в своей книге «Возрождение наук в исламских странах» (Renaissance Of Sciences In Islamic Countries), цитирует современного сирийского ученого Мухаммада Айджазула Хатиба, который сказал: «в отличие от двухсот пятидесяти аятов, которые являются законодательными, около семиста пятидесяти аятов Священного Корана – почти одна восьмая (Книги) – призывают верующих изучать Природу – размышлять, наилучшим образом использовать разум и сделать научное предприятие неотъемлемой частью жизни общины».

Далее мы обратимся к тем самым 750-ти аятам Священнного Корана, и даже если не перечислим их все, то хотя бы рассмотрим, как они говорят о необходимости изучать природу, окружающий мир; задумаемся о том, могут ли эти аяты вдохновить и самих мусульман, не интересующихся высокими материями по причине своей глубокой погруженности в жизненные проблемы, равно как и ту часть человечества, которая еще далека от ислама. Посмотрим, можно ли использовать эти аяты Корана для того, чтобы вдохновлять людей, или черпать метафоры из природы, чтобы преподавать различные моральные и духовные уроки.

Продолжение следует...

Социальные комментарии Cackle