Разрешено ли называть Аллаха архитектором Вселенной?
Вопрос:
Ассаляму алейкум! Некоторые люди называют Бога высшим разумом, архитектором Вселенной. Дозволено ли в мусульманской традиции описывать Аллаха такими эпитетами?
Ответ:
بِسۡـمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰـنِ ٱلرَّحِيـمِ
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Имена Аллаха имеют сакральный характер, по этой причине Его можно именовать только теми именами, которыми Он Себя назвал, либо которыми Его назвал посланник Аллаха ﷺ.
Читайте также: Разрешено ли в исламе объединять две сделки в одной?
Такого же мнения придерживался видный татарский богослов Шихабуддин аль-Марджани. В своей книге "аль-Барк аль-вамид" он посвятил данному вопросу отдельный раздел (см. Шихабуддин аль-Марджани. Аль-Барк аль-вамид ‘аля аль-багид аль-мусамма би-н-накыд. Казань: тип. Вечеслава; 1888. С. 58)
"كذلك أسامي الله تعالى عند أهل السنة والجماعة توقيفيةٌ، لأنَّه ليس لأحدٍ أن يسمِّي الله تعالى باسمٍ إلا أن يأذن الله له".
يُنظر: "أصول الدين"، أبو اليسر محمد البزدوي ص226.
«Также имена Аллаха, согласно позиции Ахлю ас-сунна уаль-джамаа, берутся только из текстов Шариата [таукыфийя], поэтому Аллаха можно называть теми именами, которыми Аллах разрешил» ("Усуль ад-Дин", Абу аль-Юср Мухаммад аль-Баздави, С. 226).
И Аллах знает лучше.
Отдел фетв (даруль-ифта) ДУМ РТ
Читайте также:
-
Что означают цифры в Священном Коране? Загадки и закономерности
Священный Коран таит множество поразительных фактов и истин, вызывающих удивление в научном мире в 21 веке. Поразительна гениальность закономерностей в цифрах в Священном Коране
-
Убийство джинна - грех?
Шейх Абу Аббас сказал по этому поводу следующее: «Запрещено убивать джиннов без причины. Так же, как не разрешено неоправданное убийство человека, так и убийство джинна без уважительных причин считается запретным. Притеснение в любой форме и в любом проявлении считается запретным. Даже притеснение неверующих порицаемо и запрещено».
Аллах говорит в Священном Коране:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».
-
Является ли фардом (обязательным) выход из намаза по своей воле?
Выход из намаза человеком по своей воле в книгах по фикху (каноническому праву) называется «хурудж би сун’ихи». Его совершают, произнося слова «Ассаляму алейкум ва рахматуллах».
По мнению имама Абу Йусуфа и имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах!), выход человека из намаза по своей воле не является фардом. Разногласий по этому вопросу быть не должно.
В ханафитском мазхабе по этому вопросу имеются разногласия, которые возникли на основе двенадцати причин, именуемых «аль-Иснā ашариййе». Согласно имаму Абу Йусуфу и имаму Мухаммаду (да смилостивится над ними Аллах!), по данным двенадцати причинам в мазхабе существует согласие и единодушие.
-
Что ислам говорит о йоге и медитации?
Люди, практикующие йогу, следуют ей как системе, обеспечивающей гармонию трех основ существования: физической, умственной и духовной. Медитация, в данном случае, преподносится как единственный путь достижения счастья.
-
Главный путь в Рай для мусульманки
Путь в Рай мусульманке обеспечивает ее...
-
Четыре особенности ислама
У многих людей слово «ислам» ассоциируется с намазом, хиджабом, чалмой или другими вещами, которые отличают мусульман по первому взгляду. Но более подробное знакомство с нашей религией позволяет понять, что Ислам – это нечто большее, чем просто соблюдение внешних атрибутов. Так какими особенностями «примечательна» наша религия?
-
Больше всего Аллах не любит того, кто...
Любые споры, направленные на то, чтобы завоевать превосходство над оппонентом, являются вредными. Если желание завоевать превосходство, возобладает над стремлением к отстаиванию истины, то это станет основой всех злодеяний. Существуют десять видов вреда, которые заключены в спорах..
-
Как одна ошибка военачальника принесла ислам на земли Самарканда
Жрецы не поверили своим глазам. Один из жителей Самарканда сказал: «Клянусь Аллахом, их религия – истина!», и произнёс шахаду. Вслед за ним все жрецы произнесли свидетельство вер, признав Аллаха и приняв тем самым ислам.