Четыре особенности ислама

У многих людей слово «ислам» ассоциируется с намазом, хиджабом, чалмой или другими вещами, которые отличают мусульман по первому взгляду. Но более подробное знакомство с нашей религией позволяет понять, что Ислам – это нечто большее, чем просто соблюдение внешних атрибутов.  Так какими особенностями «примечательна» наша религия?

Название

Ислам – та религия, которая отражает в своем названии смысл послания. Можно встретить иногда в некоторых текстах и аналог в форме «магометанство», придуманное от имени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но и в Священной книге, и самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, эта религия обозначена не иначе как «ислам».

Как переводится слово «ислам»? В арабском языке оно означает «предание себя Богу». И от этого происходит слово «мусульманин». То есть это тот, кто «предал себя служению Богу». Всевышний Аллах одобряет именно эту форму служения Ему. Как сказано в Коране:«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 5) 

В другом аяте Священной книги также говорится: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 85) 

Поклонение Творцу

Другая особенность Ислама – в том,  что объектом поклонения является Творец. Не животное, не человек, не идея, не группа людей, ни дух и никакое другое творение, а только Сам Творец. Поклонение Единому Творцу – это призыв, ниспосланный в Коране:

«Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (сура «Юсуф», аят 40)

Некоторые люди считают это малозначительным, обосновывая свое безразличие к объекту поклонения словами: «Если человек совершает добро, какая разница, кому он поклоняется?» Ответом может служить то, что игнорирование Того, Кто все это сотворил, склонившись перед тем, что сотворено, является одной из самых больших несправедливостей, рядом с которой «гаснет» свет всех остальных добрых дел. Поклонение Творцу – это цель сотворения человека. Как говорится в Коране:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарият», «Рассеивающие прах», аят 56)

Всевышний может простить все грехи, кроме одного – неверность Ему, придание Ему сотоварищей, следование многобожию. Как приведено в Священной книге:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 48)

Универсальность

Основной идеей Ислама является единобожие и исполнение воли Всевышнего. Где бы и когда бы человек не признал, что Бог един и является творцом всего сущего, он становится на путь Ислама. Достаточно лишь отвергнуть служение творениям и признать достойным служения единого Бога.

Нужно также отметить, что для искреннего служения Всевышнему человек должен не только разграничивать добро и зло, но и делать выбор между ними. Такая свобода воли, дарованная Всевышним, предполагает и ответственность за сделанный выбор. Так, Всевышний говорит в Коране:

«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 62)

Ислам доступен всем. Но эта религия не ограничена следованием только основным нормам. Эта религия, которая охватывает все стороны человеческой жизни: религиозную, семейную, общественную, политическую, экономическую, личную.

Также Всевышний говорит в Священной книге:

«Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться» (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 54)

Естественная склонность к нему

Как говорится в религиозных текстах, каждый человек с рождения склонен к единобожию. Так, в суре «аль Аъраф» («Преграды») Всевышний Аллах говорит:

«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я - не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого» Или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» (аяты 172-173)

Ислам – религия единобожия, в которой нет посредников и «спасителей» между рабом и Богом. Он  доступен всем людям, вне зависимости от рас, местности и обычаев. И это не просто набор правил, а образ жизни «победителей», который включает в себя развитие разных сторон личности. Это религия «золотой середины», которая не побуждает последователей оставлять мирскую жизнь ради вечной и не утруждает их многочисленными обрядами, занимающими много времени и сил. И даже те практики, которые являются обязательными и желательными, служат только на благо человека, способствуя улучшению его самочувствия, отношений с другими и качества жизни в целом.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle