Проверенный способ быстро рассчитаться со всеми долгами. Советы + дуа

Что говорит о долгах исламская религия?

Что говорит о долгах исламская религия?

Долги, то есть, заемные средства, которые берут на время для решения своих финансовых проблем, стали неизбежной частью современной жизни.

Приятели и подруги «перехватывают» друг у друга несколько сотен рублей до зарплаты. Человек, желающий купить жилье или сделать иную крупную покупку, берет кредит в банке. Предприятия во время финансового кризиса также обращается к займам у других организаций или у тех же банков, и даже целые государства берут в долг друг у друга или в международных фондах.

Жизнь в долг стала неизбежным спутником бытия человека во многих государствах Европы и Америки. Студент, желающий получить образование в хорошем университете, берет кредит на обучение, который потом придется отдавать в течение многих лет после окончания учебы. Молодожены, мечтающие о пышной свадьбе, берут в долг для ее устройства.

Семья, купившая квартиру или дом (также в долг или в ипотеку), обставляет свое жилье, делая покупки в рассрочку, то есть, опять же, в кредит. Нуждающийся человек берет деньги на лечение. Эти долги «висят» на человеке в течение многих лет, так что иногда больше половины его заработка идет на их покрытие.

Что говорит о долгах исламская религия?

Самый длинный аят Корана – 282-й аят суры аль-Бакара посвящен правилам заключения долгового займа:

«О, те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него.

А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей.

Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избегания сомнений».

Здесь, как мы видим, говорится о том, что при займе лучше будет заключить письменный договор при свидетелях. Договор, в котором будет указана сумма долга и срок его возврата и, возможно, еще какие-то условия, чтобы потом у заемщика и кредитора не было конфликтов по поводу долга, когда, к примеру, должник может вовсе отказаться от самого факта долга, поскольку нет свидетелей, что он его брал.

При этом существует множество хадисов, где говорится о нежелательности займов и долгов: «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).

Недаром в народе говорится: «Берешь в долг чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда».

Долг ложится тяжким бременем на человека, он вынужден унижаться перед заимодавцем, когда будет просить деньги (или впоследствии, когда ему нужна будет отсрочка уплаты), он будет чувствовать себя зависимым и обязанным своему кредитору. Он будет мучиться, рассчитывая, откуда взять деньги, чтобы погасить свой долг – особенно, если заимодавец настаивает на скорейшей отдаче.

Еще хуже, если человек привык брать в долг, не задумываясь, каким образом и когда он будет выплачивать эти долги (а то и вообще, не собираясь их отдавать). Такой человек сравнивается в пророческих сообщениях с вором, посягнувшим на чужое – ведь взять чужие средства или имущество, не собираясь отдавать это владельцу, все равно, что присвоить его без права, то есть украсть:

«Кто бы ни занимал в долг, даже не думая возвращать (долги), встретится с Всевышним, будучи вором» (то есть, он будет нести такое же наказание, как за воровство) (Ибн Маджа).

В другом хадисе сказано:

«Кто берет чужое с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить (как это делают некоторые), того Всевышний погубит».

То есть, если человек берет в долг в реальной нужде – честно намереваясь отдать долг при малейшей возможности, тому Всевышний поможет с отдачей долга. Но если человек берет в долг для удовлетворения своей прихоти – покупки какой-то дорогой вещи, для устройства чрезмерно пышной свадьбы, тот попадет в большие неприятности – в этой или будущей жизни.

Как только у человека появляются возможности для уплаты долга, следует немедленно расплатиться с заимодавцем, в противном случае он будет считаться притеснителем. Кто знает, возможно, твой заимодавец нуждается в этих средствах, рассчитывает на них, особенно, если он в нужде:

«Если обеспеченный человек откладывает выплату долга, имея возможность расплатиться, он будет считаться притеснителем (залим)» (Бухари, Муслим).

Человеку, у которого есть долги, нельзя давать милостыню или совершать хадж – то есть, заниматься поклонением, связанным с материальными затратами:

«Не будет принята милостыня человека, у которого есть долги» (Бухари).

Передается, что, если праведные предшественники имели долги, они не покупали себе никакой пищи, кроме самой необходимой, и даже не ели два разных блюда.

Более того, если человек умрет как мученик за веру, он не сможет войти в Рай, если на нем останутся долги:

«Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в Рай, пока не уплатил свой долг» (Ахмад, Насаи, аль-Хаким).

Однажды к Пророку (мир ему) принесли умершего, чтобы он прочитал над ним джаназа – заупокойный намаз. Он спросил – не осталось ли после него долгов? Кто-то сказал, что за ним осталось два золотых динара в качестве долга. Тогда Пророк (мир ему) отошел от этого человека в знак того, что не хочет молиться над ним. Один из сподвижников пообещал, что уплатит его долг, и только тогда Посланник Всевышнего (мир ему) согласился прочитать джаназа над этим умершим.

Когда человек возвращает долг, ему следует поблагодарить того, кто оказал ему услугу, попросив у Всевышнего милости для него.

Рассказывает Абдулла ибн Рабиа: «Пророк (мир ему) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул мне деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракят на тебя, на твое имущество и семейство»».

Брать или отдавать деньги в рост, рассчитывая на какую-то дополнительную выгоду, религия запрещает, однако должнику не возбраняется по собственному желанию сделать какой-то подарок тому человеку, который его выручил в трудный момент.

Итак, - если подытожить, какие обязанности у должника согласно исламу?

1. Человеку не следует брать в долг, кроме как в случае крайней необходимости, поскольку долг влечет за собой трудности и унижения.

2. Брать в долг следует обязательно с намерением вернуть взятые средства или имущество – нельзя без необходимости оттягивать уплату долга.

3. Если человек умирает, имея долги, ему следует указать в своем завещании, что такую-то сумму необходимо вернуть в качестве долга.

Теперь скажем несколько слов о том, что должен делать тот человек, к которому приходят с просьбой о долге. Дать в долг тому, кто находится в нужде, считается очень благим делом, ведь таким образом ты выручаешь другого человека, оказываешь ему помощь. Если заимодавец видит, что его должник находится в сложной ситуации и не может вовремя вернуть долг, не следует торопить с отдачей долга – это также считается милостыней:

«Тому, кто дает в долг, за каждый день (долга) записывается награда как за милостыню. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день записывается такая же награда, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким).

Будет весьма порицаемо стараться получить какую-то выгоду от своего должника: заставлять его оказывать вам ответные услуги, унижать его, напоминая о своем благодеянии, чтобы он чувствовал себя обязанным вам. В хадисе говорится:

«Всякая польза от отдачи в долг является запретной».

Итак, что же должен сделать кредитор, если он человек верующий:

1. Если у него просят в долг, по возможности помочь нуждающемуся. Разумеется, если речь не идет о деньгах, которые просят для явно запретных вещей, либо на ненужные вещи – на спиртное, на предметы роскоши.

2. Если должник не в состоянии вернуть долг вовремя, не следует давить на него, требуя уплаты долга.

3. Нельзя давая в долг, рассчитывать на дополнительные услуги или подарки, унижать человека, подчеркивая свое великодушие и его зависимое положение.

В конце добавим, какие молитвы (дуа) желательно произносить человеку, который хочет избавиться от бремени долга:

1. اللّٰهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنَ المأْثَمِ وَالمَغْرَم

Аллахумма инни аузубикя миналь масами валь-маграм

О, Аллах, я прошу Твоей защиты от греха и долгов.

2. نْ غَلَبَةِالدَّين اللهُمَّ إنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الهَمِّ والْحَزَن، وأعوذ بك مِنَ الْعَجزِ وَالكَسل، وأغوذ بك من الجُبْنِ والبُخْل، وأعوذ بك مِوَقَهْرِ الرجال

«Аллахумма, инни а'узу бикя мин аль-хамми валь-хазани, валь-'аджзи валь-кясали, валь-бухли ва-ль-джубни уа даля'и-д-дайни ва галябати-р-риджаль».

«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушия, бремени долга и притеснения людей».

3. اللهُمَّ اكْفِنِي بِحَلالِكَ عَنْ حَرامكْ، وَأَغْنِني بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِواك

Аллахумак фини би халялика ан харамик ва агнини би фадликя амман сивак

О, Аллах, даруй мне дозволенное пропитание и защити от запретного. И по Твоей милости, даруй мне независимость от всего, кроме Тебя.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle