Правда ли, что удел (ризк) дается Аллахом в разных пропорциях?
«Неужели они не видят, что Аллах увеличивает удел, кому пожелает, [а затем] уменьшает [ему удел]?! Поистине, в этом – знамения для людей верующих» (Ар-Рум, 37).
Вначале напомнив о том, что люди нуждаются в пропитании, в данном аяте Коран указывает, что каждому удел (ризк) дается Аллахом в разных пропорциях.
Ризком называются все потребности сотворенного и отправленного в этот мир человека в течение всей его жизни, необходимые ему для существования, включая и пропитание.
Сотворивший все существа Всевышний Аллах создал и ризк для каждого из них. Все живое, начиная от плавающей в воде рыбы и заканчивая летящей в небе птицей, питается тем, что Он дал ему в удел. Об этом так сказано в 6-м аяте суры «Худ»:
«И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на себя. И Аллах знает место их пребывания и место хранения [от утробы матери до воскрешения из могилы]. Все это записано в ясной [Хранимой] Книге» (Худ, 6).
Обеспеченное Аллахом пропитание дается нам в разных пропорциях. Несомненно, в этом заключается очень много мудрости. С экономической точки зрения люди неодинаковы. Из-за чего мы не обладаем одинаковыми возможностями.
В то время как некоторые люди живут, имея материального достатка даже больше чем нужно, другие испытывают недостаток средств к существованию. Но каждый человек подвергается испытанию своим состоянием и данными ему благами, и в этом смысле каждый исполняет данную ему роль. Всевышний Аллах распределяет пропитание по Своей воле.
Он увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает. Даже одному и тому же человеку иногда дает щедрый удел, а иногда по какой-то причине все у него отнимает. Аллах испытывает человека в разных состояниях.
Мы должны осознавать, что все сотворено Аллахом, и действовать с пониманием преходящего характера всех земных благ. И в то же время мы не должны забывать, что любое благо может исчезнуть только по воле Аллаха.
Это убеждение должно обратить наше внимание не ко всему бренному, преходящему, а к тому, что поистине останется навсегда.
Читайте также:
-
Значение слова «джихад» в классическом арабском языке
В энциклопедическом словаре классического арабского языка «Лисан аль-’араб» («Язык арабов»), принадлежащем перу имама и великого ученого лингвиста Ибн Манзура, отчетливо раскрывается разносторонность и многогранность термина «джихад».
Слово «джихад», в своей основе из корневых букв «джим», «hа» и «даль» (дж + h + д), согласно ибн Манзуру, несет следующие смысловые значения:
-
Красота человека - в красоте его письма
Любопытно, что современные медики установили положительное влияние «рукописной красоты» на психику человека. По их мнению, каллиграфия вырабатывает сосредоточенность и целеустремлённость, учит управлять эмоциями, дарит гармонию души и тела. Знали ли об этом наши предки, мастерски владевшие искусством каллиграфии?
-
Не нарушают ли поцелуи пост?
Передается, что Айша (радыйаллаху анха) говорила: «Соблюдая пост, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) целовал своих жен».
-
Дозволено ли мусульманке выходить из дома накрашенной?
Любовь к красивому и стремление красиво выглядеть, являются частью естества человека. Ислам же является религией естества. Религия естества не запрещает присущие естеству человека желания, а стремится к тому, чтобы эти желания удовлетворялись в законной форме, соответствующей этому самому естеству. Поэтому, если украшение соответствует этому естеству, то оно считается нормальным, если же украшение искажает естество человека, то оно считается ненормальным. То есть, если первое является халялем, то второе является харамом.
-
На какие части тела женщины можно смотреть при выборе невесты?
По мнению большинства муджтахидов, при выборе невесты мужчина может смотреть только на ее лицо и кисти рук, так как этого достаточно, чтобы сформировать представление о красоте и привлекательности женщины.
-
Лучший совет для тех, кто хочет увидеть пророка Мухаммада (ﷺ) во сне
Каждый искренний мусульманин мечтает хоть раз в жизни увидеть посланника Аллаха (мир ему) во сне. В известном хадисе приводится, что если человек увидит Пророка (мир ему) во сне, то это действительно будет он, так как шайтан не может явиться в его обличии...
-
Зачем Всевышний создал людей, если все равно лишает их жизни?
Однажды Пророк Муса (мир ему) спросил Всевышнего о том, для чего он создает людей, если потом все равно забирает у них эти жизни?
-
Землетрясения на землях ислама: признак ли это Судного дня?
Исторически сложилось так, что основные земли и страны, где распространился ислам, находятся на сейсмически активных зонах.