Для кого Хадж является обязательным, а для кого нет?

В одном из хадисов Посланника Аллаха (мир ему) сказано:

"Люди — это жители Божьего дома".

Изначально все люди равны друг перед другом. И для достижения желаемых высот всем предоставлены одинаковые возможности. Особенно мы можем увидеть и ощутить это во время хаджа.

Приближается один из величайших моментов для мусульман - наступает время хаджа. Различные страны, регионы и города завершают свои последние приготовления, чтобы верующие смогли поехать на священную землю.

О необходимости совершения хаджа Всевышний говорит нам в следующих аятах Священного Корана:

“Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке [Мекке]. Он воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения - место Ибрахима. Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому [Каабе], если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах” [Сура Аль-Имран, 3:96-97].

В приведенном выше аяте говорится о том, что хадж обязаны совершать те, "кто способны проделать этот путь" - т.е. у кого для этого есть физические и материальные возможности. 

Физическая возможность включает в себя:

1)  безопасность в пути,

2)  наличие попутчика,

3)  дорожный транспорт.

По мнению некоторых ученых, сюда еще необходимо включить:

1)  физическое здоровье,

2)  безопасность от врагов или хищников,

3)  финансовый достаток (возможность купить билет, оплатить все долги, наличие средств на содержание подопечных до возвращения из хаджа).

Во времена Посланника Аллаха (мир ему) йеменцы совершали хадж без провизии и элементарного снабжения, говоря: "Мы полагаемся на Всевышнего" и становясь бременем для других. Однако в Священном Коране сказано:

“Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!” [Сура Аль-Бакара, 2:197].

Паломник, обеспечивая себя необходимыми припасами, избавляется от необходимости обращаться за помощью к другим людям и сохраняет свое достоинство. Если же он берет с собой дополнительный провиант, то у него появляется возможность помочь другим путешественникам и тем самым еще больше приблизиться к Господу миров.

Этот аят говорит нам о том, что богобоязненность [таква] является одним из наивысших качеств человека. Но здесь вместе с богобоязненностью, Господь велит нам обеспечивать себя провизией и припасами, чтобы не оказаться в сложной ситуации. В то же время, как много бы припасов не имели люди, без чувства богобоязненности они не смогут ощутить себя счастливыми, не смогут избавиться от зла, не будут получать удовольствие от полученных вещей.

Совершая хадж, паломник совершает сразу два путешествия: мирское и духовное. Для первого ему нужно взять с собой еду, питье, транспорт. А для второго понадобятся: познание Аллаха и любовь к Аллаху. И самое главное: ни в коем случае не отворачиваться от Аллаха и просить лишь у Него - ведь пища под названием "богобоязненность" предпочтительнее всех других. 

Вышеупомянутые аяты суры Аль-Имран, указывая на истинную сущность хаджа, также сообщают нам о трех особенностях посещения Каабы:

1) изобилие этого места,

2) руководство этого места,

3) наличие прямых доказательств.

Хадж — для верующего это посещение дома Божьего, созерцание и глубокий религиозный опыт, который вместе с постоянным прогрессом во внутреннем мире, является его параллельным путешествием, реализуемым во внешнем мире.

Душа верующего усмирив свой нафс, приближается к своему Создателю. Иными словами, вместе с людьми со всего мира, в огромной толпе он оказывается перед Творцом, чтобы получить благодать от своего путешествия.

islam today

Социальные комментарии Cackle