Похвальный гнев c точки зрения ислама

Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не тот силен, кто побеждает многих, силен лишь тот, кто владеет собой в гневе».

В другом хадисе сказано, что к Пророку пришел мужчина и сказал: «О Пророк! Научи меня некоторым словам, по которым я смогу жить. Пусть их будет немного, чтобы я их не забыл». «Не гневайся». Он несколько раз повторил это человеку, который попросил у него совета.

Аяты Корана и хадисы указывают на важность воздержания от злости и гнева. Аллах Всевышний сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3:133-134).

Пророк читал следующее дуа: «Я прошу Тебя, О, Аллах, даруй мне правдивые речи во время радости и гнева».

В разнообразных хадисах Пророк (мир ему) учит нас, как контролировать свой гнев:

  1. Дуа от злости

Пророк сказал: «Я знаю, слово, высказывание которого приводит к успокоению. Если человек скажет «Я ищу убежища у Аллаха от Сатаны», то весь его гнев уйдет».

  1. Омовение

«Злость исходит от шайтана, он был создан из огня, а огонь гаснет только от воды, поэтому, когда один из вас становится злым, он должен совершить омовение».

  1. Поменять положение

Когда один из вас сердится в то время, когда он стоит, он должен сесть. Если гнев покинет его, это хорошо, в противном случае он должен лечь.

  1. Молчание

Если один из вас сердится, то он должен замолчать.

Передается от Абдур-Рахмана ибн Абу Бакра: Абу Бакр написал своему сыну, который был в Сиджистане: «Не судите между двумя людьми, когда вы в гневе, потому что я слышал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судья не должен судить между двумя людьми, когда он находится в состоянии гнева».

Тем не менее есть гнев, который является похвальным, как известно из примеров Пророка (мир ему). Пророк обладал наилучшим нравом и никогда не злился и не гневался, за исключением того, когда нарушались предписания и заповеди Всевышнего Аллаха. Есть любовь и ненависть ради Аллаха. Человеку должно быть ненавистно то, что нелюбимо Аллахом, и злить то, что нарушает заповедь Аллаха. Только в этом случае гнев оправдан.

Но в этом случае верующий должен быть осторожен от гнева из-за себя или наших интересов. Гнев ради Аллаха не должен выводить нас из себя и лишать самообладания, нужно сохранять умеренность и не совершать не правомерных действий. Гнев ради Аллаха должен вызывать стремление к изменению лучшему, к дагвату, мягкому наущению, он должен приводит к пользе, а не вреду.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle