Как наши старания влияют на достижение цели, ведь все в этом мире происходит по воле Аллаха?

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 173. Разъяснение того, что всякий добивается чего-либо старанием,  но так, как пожелает Аллах


Никто не стал владыкой по своему решению,
Никто не стал очаровательным без красоты Его.
                                                     
Кто стал владыкой, тот стал им благодаря Аллаху,
И кто стал очаровательным, тот стал им благодаря Аллаху.

Владычество, высокое положение и очаровательность,
[Всё] самое презренное и лучшее появилось благодаря Аллаху.

Благодаря весенней поре зеленеет земля.
Разве без весенней поры когда-нибудь будет расти жасмин?

Огонь нужен, чтобы необожженные стали обожженными (букв. незрелые созрели – прим. ред.).
Земля нужна, чтобы с водою смешаться.

Посему причиной среди всего этого является закон,
Словно ничтожная польза, которая имеется при ущербе.

Всякая вещь постоянно заключена в причине,
Ибо следствие благодаря причине существует.

О причина причин в мире,
Причина всякой причине очевидна благодаря Тебе.

Все, что следует, Ты создал,
Подобно розе, которую Ты вывел из колючки.

Другу [Аллаха], пророку и ребенку,
Отцу и матери, деду и бабушке,

Каждому то, чего он достоин,
Дал Ты и даешь, о Тот, кого просят о помощи!

Кто достоин престола и венца,
Тому врата царства Тобою открылись.

А кто оказался достойным рабства,
Тот был мертв, дал Ты ему жизнь.

Кого Ты сделал почитаемым, тот был унижен.
Кто благодаря Тебе зрячим стал, тот разве когда-нибудь ослеп?

Посему вся вселенная целиком
Благодаря тебе обладает всем великолепием и роскошью.

Каждый доволен своими делами,
Каждый преданным является в том отрицании своем.

Все, что есть и чего нет, принадлежит Тебе,
Будь то лентяй, ловкач или проворный.

До Судного дня они так и будут стоять на ногах.
Без причины разве они могут быть, о Великий [Господь]?

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017

Социальные комментарии Cackle