История, которая потрясла весь мир, или как нам научиться прощать своих обидчиков...

Как научиться прощать?

Как научиться прощать?

В ноябре прошлого, 2017 года, многие пользователи интернета были потрясены поступком американского мусульманина Абдуль-Мумина Джитмунда. За несколько лет до этого его сына, Салахуддина Джитмунда ограбили и убили несколько молодых хулиганов.

Один из нападавших по имени Трей Рельфорд был схвачен полицией и приговорен к длительному тюремному сроку. Присутствовавший на суде отец погибшего вместо того, чтобы кипеть гневом и призывать проклятия на убийцу своего сына, неожиданно подошел к нему и обнял его перед всеми собравшимися!

Перед вынесением приговора убийце Абдуль-Мумину было дано слово, и вот что он сказал подсудимому: «Я зол на шайтана. Я виню его, что он заставил тебя совершить столь ужасное преступление. Я прощаю тебя от своего имени и от имени матери Салахуддина (которая умерла в 2013)».

Рельфорд заплакал и ответил отцу своей жертвы: «Я сожалею о случившемся в этот день. Вы – удивительный человек, то, что вы сказали, очень тяжело сказать человеку, который причинил вам столько боли. Я не могу представить вашу боль. И ничего не могу сделать… Спасибо за ваше прощение» (Подробнее:  Мусульманин простил убийцу своего сына на суде)

Что говорится о прощении в исламе

Столь благородный поступок отца погибшего молодого человека полностью соответствует исламскому вероучению. Многим несведущим людям ислам часто представляется религией возмездия – где живут по принципу «око за око и зуб за зуб». Однако, в действительности в исламе очень высоко ценится умение прощать и милосердие ко всем людям, даже к тем, кто нас обижает.

Что говорится о прощении в основных источниках исламского вероучения – Коране и пророческих хадисах?

Среди 99 прекрасных Имен Аллаха есть несколько имен, указывающих на прощение и милосердие Аллаха. Это такие имена как Аль-Гаффур - Прощающий, Ат-Таввваб, Принимающий покаяние, Аль-Халим - Снисходительный, и самые известные имена Аллаха - Ар-Рахман и Ар-Рахим, Милостивый и Милосердный

В Священном Коране верующим много раз указывается на преимущество прощения перед местью:

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (41, 34).

«Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (64: 14).

«Держись пути прощения, призывай к добру и отстранись от невежд» (8, 199).

В тот момент, когда какой-то человек обидел нас и ущемил наши права, нам следует вспомнить о своих грехах – ведь мы тоже бываем несправедливыми, притесняем и обижаем других людей. Все мы желаем, чтобы нас простил Аллах – так как мы сами можем быть обидчивыми и мстительными, если сами не лишены грехов и недостатков?

«Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 24:22).

«Пророк (мир ему и благословение) сказал по этому поводу: «Аллах милостив к тем, кто милосерден к другим. Будьте милосердны к тем, кто на земле, и Владыка небес будет милосерден к вам» (Ахмад, Абу Дауд).

«Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милости к людям» (Бухари, Муслим).

«Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Поистине, уверовавшие это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил» (Хадис-кудси).

Примеры благородного нрава пророков (мир им всем)

Многочисленные примеры из жизни пророков показывают нам красоту великодушия и прощения.

Вспомним, к примеру, историю пророка Юсуфа (мир ему) и его братьев. Братья были к нему жестоки и несправедливы – они из зависти решили погубить его, продали его в рабство. Через много лет – когда Юсуф достиг высокого положения в Египте, они оказались в полной его власти, когда прибыли в Египет за помощью.

Он мог поступить с ними как угодно, у него хватало для этого силы и могущества – но он предпочел все забыть и простить их. Более того, он помог всей своей семье переселиться в Египет, где они все жили в достатке, ни в чем не нуждаясь.

В жизни нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) также достаточно примеров великодушного прощения. Передается, что Пророк гневался на людей только если они совершали что-то запретное, грешили против религии Аллаха, но никогда не гневался за свои личные обиды и не мстил никому за них. Наоборот, известно, что он больше всего любил прощать людей и оправдывать их.

Когда однажды его супруга Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила у Пророка (мир ему и благословение) – какое событие в жизни было для него самым тяжким, он ответил, что самым тяжелым было происшествие в Таифе.

На заре своей пророческой миссии, столкнувшись с упорным сопротивлением мекканских язычников, Пророк (мир ему и благословение) отправился в соседний с Меккой город Таиф, чтобы попытаться призвать его жителей к исламу. Однако, они отвергли его, более того, - подговорили детей, чтобы те забросали его камнями.

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) был настолько изранен, что стекавшая кровь заливала ему обувь. В этот тяжелый момент он обратился с мольбой к Аллаху, ища у Него поддержки. И тогда перед ним явился ангел Джибриль, который сообщил ему: «Аллах услышал твои слова, о, Посланник Аллаха! Если пожелаешь, обрушим эти горы на их головы. Пусть они погибнут».

В ответ на это наш Пророк произнес: «Нет, наоборот, я надеюсь, что Аллах когда-нибудь выведет из их рода таких потомков, которые уверуют в единственного Аллаха и станут поклоняться только Ему».

В одном из военных походов, когда Пророк (мир ему и благословение) со своими сподвижниками остановились передохнуть под деревьями, с одного из них неожиданно спрыгнул человек с обнаженным мечом и набросился на Пророка (мир ему и благословение). Нападавший дерзко спросил: «Кто теперь спасет тебя от меня, о Мухаммад?». «Аллах», - спокойно ответил Пророк (мир ему и благословение).

В этот момент язычника охватил страх, и меч выпал из его рук. Тогда Пророк (мир ему и благословение) выхватил у него оружие и спросил: «А кто тебя спасет от меня?». Язычник ответил: «Никто», и попросил сохранить ему жизнь.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предложил ему принять ислам, но тот человек отказался. Однако он пообещал, что никогда не выступит против мусульман. Тогда Пророк (мир ему и благословение) отпустил его с миром. Когда этот язычник вернулся к своему племени, он сказал: «Я только что пришел к вам от самого лучшего из людей».

И наконец, вспомним, как поступил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с жителями Мекки, когда вошел в родной город как победитель. На протяжении многих лет он пытался призвать их к истине, но они были глухи к ней.

Более того, они причиняли ему и его сподвижникам неисчислимые страдания – смеялись над ними, причиняли им разнообразный вред, более слабых – мучили и убивали, затем вообще объявили бойкот всем мусульманам, запретив продавать им продовольствие, поставив людей на грань голодной смерти.

Под конец мусульмане были вынуждены покинуть родной город. После этого язычники не успокоились, но начали против мусульман войну и в конце концов проиграли ее. И вот в их город входит с победой тот человек, которому они причинили множество вреда и даже несколько раз пытались убить. Они оказались полностью в его власти и поэтому дрожали от страха – на что они, кроме возмездия, могли рассчитывать?

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) спросил их: «Как вы думаете, я поступлю с вами?». Мекканцы стали умолять о пощаде. Милосердный Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сегодня я скажу вам то же, что сказал Юсуф своим братьям: «Нет вины на вас сегодня». Идите, вы все свободны».

Так чем же вредны обиды и как научиться прощать?

Обида и желание отомстить – это естественные человеческие чувства. Когда нас незаслуженно оскорбили, обманули или подвели, не оказали помощи в трудный момент, для человека естественно гневаться и желать обидчику такого же зла. Но, как видно из многочисленных примеров выше, прощение будет более благородным и достойным верующего человека поступком.

Как можно постараться справиться с чувством обиды? Самое лучшее – постараться понять нашего обидчика и посочувствовать ему. Странно звучит, скажете вы? Но подумайте сами. Допустим, сегодня ваш начальник придрался к какому-то мелкому промаху и сделал вам незаслуженный выговор. По дороге на работу какой-то человек наступил вам на ногу в транспорте или грубо оттолкнул вас. Да, это все плохие поступки. Но кто знает – может быть у этого человека сегодня неудачный день, его тоже кто-то обидел, он плохо себя чувствует, или у него дома случилась какая-то неприятность.

Вспомните – разве вам самим не случалось срывать свое плохое настроение или дурное самочувствие на других людях? Никто из нас не безгрешен, мы также можем кого-то обижать и поступать несправедливо с другими людьми. И даже если наш начальник, допустим, вспыльчивый самодур, которому трудно угодить, - такого человека стоит только пожалеть, наверняка, ему трудно жить с таким характером, и он первый страдает от него.

Врачи и психологи также утверждают, что обида, раздражение, желание отомстить – это очень вредные чувства для физического и психического здоровья человека. Если человек обижен, это лишает его хорошего настроения, он теряет аппетит и сон, а от этого организм его ослабевает и становится подвержен различным заболеваниям, вплоть до самых тяжелых. Известно, что, к примеру, одной из причин онкологических заболеваний может быть стресс, какое-то тяжелое душевное переживание.

Более того, иногда наша обидчивость – это результат недопонимания. Наш собеседник неудачно пошутил – а мы восприняли его слова всерьез и обиделись. Здесь достаточно переспросить человека – что он имел в виду, и обида исчезнет.

Нужно также уметь отделять обиду от справедливого замечания: если ваш начальник или учитель сделал вам заслуженное замечание за плохую работу или за плохо выполненное задание, тут нечего прощать – его замечание было справедливо.

Нужно понять – возможно, в обиде есть и моя вина. Какой-то человек вдруг перестал с нами общаться или общается холодно и резко – возможно, мы сами когда-то обидели его, не заметив этого, а он затаил обиду.

Здесь есть еще один момент. Мы забываем о всеведении Аллаха. Да, с нами поступили жестоко, дурно, несправедливо. Аллах это видит – Он справедлив, Он рано или поздно восстановит наши права, если не в этой жизни, то в будущей наверняка. В Судный день все люди получат возможность получить возмездие за свои обиды. Так что еще по этой причине стоит пожалеть грешных и злых людей – каким тяжелым будет их отчет в тот день!

Более того, из жизненного опыта известно, что рано или поздно человек, делавший зло другим, сам становится жертвой зла, которое он посеял. Справедливость рано или поздно восторжествует, и нам следует не копить в душе обиды, а положиться на Всевышнего, Он все уладит к лучшему. Пусть Аллах нам поможет в этом.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle