Детали выплаты закята: со времен пророков до наших дней

Считанные дни остаются до завершения священного месяца. В Рамадан принято выплачивать закят – проявлять милосердие и сострадание по отношению к нуждающимся и помогать им из своего имущества.

Выплата закята завершает один из пяти столпов ислама, расценивается как одна из значимых форм благотворительности в исламе. С точки зрения экономики доказано, что закят является превосходным методом достижения экономического равенства в обществе. Подобно другим исламским практикам, вмененным в обязанность мусульманам, закят имеет свою историю, связанную с временами посланника Аллаха (мир ему). Чтобы осознать истинную значимость данной практики, стоит углубиться в исторические обстоятельства, при которых появился закят.

Согласно истории многих пророков (мир им), до посланника Аллаха (мир ему) было предписано следовать принципам закята. Идея самого закята была постепенно представлена обществу во времена Нашего Пророка (мир ему). С самого начала выплата закята осуществлялась по усмотрению самого человека, сахабам было сказано, что они могут выплатить закят ради довольства Всевышнего.

Позже выплата закята стала обязательной, и мусульмане, обладающие определенным богатством, должны были отдавать из своего имущества тем, кто в этом нуждается. Во времена Пророка (мир ему) закят собирался и распределялся государством, следовательно, уполномоченные от государства лица собирали закят и распределяли его среди имеющих на него право.

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил о большом благословении в выплате закята своим сахабам (да будет доволен ими Аллах), которые прилагали все усилия, чтобы исполнить один из столпов ислама. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Милостыня в один дирхам, поданная во время жизни, лучше, чем сотня дирхамов, розданных в качестве милостыни в момент смерти» (Абу Дауд).

Закят – важнейший социально-экономический институт. Идея закята заключается в том, что он является своего рода механизмом для богатых, чтобы выразить их благодарность Всевышнему и показать свою озабоченность о тех, кому в финансовом плане повезло гораздо меньше. Одним из самых показательных случаев относительно закята произошел во времена правления оттоманского султана Мехмеда II.

Тогда мусульмане занимались долгими поисками тех, кому можно было бы выплатить закят. В итоге, никого не найдя, они привязывали свой закят на ветки деревьев в надежде, что кто-нибудь заберет их оттуда. Нуждающихся было очень мало вследствие грамотного распределения доходов, которое проповедали сахабы, следуя руководству посланника Аллаха (мир ему).

И это прекрасный пример того, как ислам представляет собой не просто свод законов и ритуалов, но является абсолютным образом жизни, который включает в себя экономику, юриспруденцию и социальные аспекты.
Благородство акта выплаты закята и его важность описана в следующем выражении Хазрата Умара (да будет доволен им Аллах): «Даже если собака умрет от голода на берегу реки Евфрат, Умар будет нести ответственность за неисполнение своих обязанностей».

Это выражение указывает на то, каким значимым для мусульман является закят, в нем заключен жизненно важный компонент, который позволяет распределять богатство и заботиться о нуждающихся. В этом, казалось бы, совершенно денежном аспекте нашей религии заключен важнейший ее показатель – это милосердие, сострадание и благодарность.

Закят работает в обе стороны: тому, кто выплачивает, он помогает осознать, что материальные блага не являются конечной целью жизни, проявить сострадание, и дает возможность выразить посредством такого акта свою благодарность Всевышнему. Тому, кто получает, закят помогает облегчить его участь. Тем самым укрепляются отношения между мусульманами, воспитывается щедрость, и придается баракат материальному состоянию человека. В закяте заключена огромная милость и мудрость Всевышнего Аллаха.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle