Человек, который является попутчиком самого шайтана

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 94. Разъяснение того, что всякий дервиш, который имеет обличье человека [Божьего], если не имеет [присущих] ему занятия и смысла, является попутчиком шайтана

 

[Если] дервиш не ведает нищеты,
То в обоих мирах нет подобного ему заблудшего.

Сделал он цвет людей [Божьих] щитом для себя,
Не ведает о пути духовных путников.

Хотя здесь он здравицы произносит,
Там он будет посрамленным перед Аллахом.

Показывает он пшеницу всем подряд,
[Но] продает ячмень, в ловушку попадает.

Рубище его постоянно проклинает.
Удивительно, если Истинный (Хак) над ним смилостивится.

Втайне подпоясался он зуннаром,
Постоянно скрывает его он от людей.

Знаниям духовным великих мужей
Научился он и гордится [этим].

Поскольку нет сноровки в теле его,
В тарикате он не прилагает усердия.

Гордится он нищетой денно и нощно.
Нет у него стремления к смыслам.

Дал он полный развод воздержанности (зухд),
Беспутству (фиск) выплатил он брачное вознагражденье.

Славу львов имеет тот, кто презреннее лисы,
Ибо заблудшим он является на пути и в бедности.

Посему, дела его – это сказки,
Ибо чужд он бедности.

Занятие его свободно от шариата и религии.
Посему, не является он [одним] из мужей избранных.

Что бы ни говорил, слова его лживы.
Хотя и подобен свече, не имеет он свечения.

Оставь того дервиша бестолкового,
Ибо занят он бангом (наркотический напиток из конопли – прим. ред.) и вином.

Светлым днем ходит он, словно воры,
Силки воровские повсюду раскладывает.

Иногда обманывает он всех подряд,
Говорит: «Дескать, я являюсь главой людей».

Собранный урожай он по ветру пустил и не ведает [о том].
Вот так жизнь его прошла вся.

Не ведает он о бедности, не говоря уже о пути.
Кто это такой? А тот дервишем является, о товарищ!

Кто в цвете и запахе увяз, тот заблудшим является.
Посему, разве ведает он об Аллахе и бедности?

Злосчастье его целый мир разрушает,
Хотя и делает это через него сам Господь.

Хотя и сопровождается путь его такими деяниями,
По этим [бейтам] пойми его речи.

Посему, благодаря бедности он знаменит, о дервиш!
Оставь его и за того дервиша ухватись.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle