3 уровня добродетели мусульманина
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34)
Чтобы достигнуть счастья и спокойствия в личной и общественной жизни, люди должны терпимо и с пониманием относиться друг к другу. И при этом большое значение имеет умение не держать зла на других и прощать чужие ошибки и недостатки, проистекающие от незнания и невоспитанности. Аллах Всевышний благоволил: «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают» (сура «Муминун», 23:96). Таким образом, Господь указал досточтимому Пророку (ﷺ) и в его лице всем верующим на один из лучших методов, которым нужно следовать в человеческих отношениях. Данный принцип означает на зло отвечать добром, благими делами стремиться завоевать сердце того, кто совершил тебе зло, чтобы вражда обернулась дружбой, неуважение ‒ почтительностью, злоба и ненависть стали любовью.
В приведенном 34 аяте суры «Фуссилат» этот прекрасный принцип ислама и божественное предусмотрение выражены в такой форме:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».
В противном случае каждое злодеяние и проявление враждебности будет встречено с такой же злобой и враждебностью. В итоге зло будет разрастаться и станет господствовать во всем обществе. Наш Пророк (ﷺ) также оставил в своих хадисах рекомендации по этому поводу: «Не будьте непостоянными. Не говорите, что если люди будут делать добро, то и мы станем делать добро, а если совершат несправедливость, то и мы ответим тем же. Будьте постоянными. Если люди совершат добро, вы тоже делайте добро. А если совершат зло, то в ответ не делайте зла». (Тирмизи, «Книга о благовоспитанности», 63).
Совершать добро можно тремя способами:
- Во-первых, делать добро в ответ на совершенное добро. На добро надо отвечать по меньшей мере благодарностью. Естественный долг человека ‒ отвечать на добро таким же добром.
- Во-вторых, делать добро, не ожидая ответного добра. Безусловно, поступающие таким образом находятся на более высоком уровне, чем те, кто стоит на предыдущей ступени.
- В-третьих, делать добро тому, кто сделал тебе зло. И это наивысший уровень добродетели. Поэтому в народе говорят: «На добро отвечать добром – это долг каждого. На зло отвечать добром – это долг мужчины».
Советуя Укбе ибн Амиру некоторые нравственные принципы, Расулюллах (ﷺ) высказался так:
«Не прерывай отношений с тем, кто прерывает отношения с тобой! Отдавай тому, кто не дает тебе! Прости того, кто сделал тебе зло!»(Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 4/148, 158).
А еще наш Пророк (ﷺ) после завоевания Мекки спросил у жителей этого города, которые когда-то творили немыслимые насилия и издевательства по отношению к нему самому и избравшим Ислам верующим: «Как вы думаете, что я сделаю с вами?» Они же собрались вокруг него и сказали: «Ты хороший брат и сын хорошего брата». И тогда Расулюллах (ﷺ) объявил им: «Сегодня вы никак не будете унижены. Давайте, теперь можете расходиться, все вы свободны». (Ибн Хишам, 2/412). Будучи в силах отомстить, подвергнуть наказанию, он не стал этого делать, дал прекрасный образец того, как на зло отвечать добром.
Подобный же пример мы находим в истории жизни пророка Йусуфа (а.с.). Он смог простить своих братьев, которые сотворили ему много зла и даже хотели убить его. Йусуф (а.с.) не только простил их, но и оказал им материальную и моральную помощь и поддержку. Чтобы избавить их от страха и беспокойства, он сказал им прекрасные слова, приведенные в Коране:
«Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он – Милосерднейший из милосердных». (Сура «Йусуф», 12:92).
Мусульманину следует стремиться жить по такому одобренному Исламом нравственному принципу: всегда проявлять милосердие, справедливость и без всяких предварительных условий совершать людям добро. У нас есть потребность в этом ради спокойной жизни в обществе. Однако нельзя давать возможность злоупотреблять таким нашим пониманием и подходом, надо соблюдать определенную меру.
Islam-Today
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Читайте также:
-
Геометрические узоры в исламском искусстве
Геометрические узоры в исламском искусстве характерны, прежде всего, для орнаментов, которыми украшались здания и часто наполнены символикой единства и множественности – когда из множества деталей складывается единый орнамент. Единство в разнообразии – часто встречающийся мотив в суфийской поэзии.
-
Ислам в Чечне
Возникновение и развитие в Чечне традиционного ислама явление неоднозначное и специфическое. Для того, чтобы разобраться во всех хитросплетениях чеченской исламизации следует пуститься в увлекательное путешествие по бурным рекам истории этого волевого и свободного народа.
-
Что такое «амру биль-маруф», и как выполнить эту обязанность?
Что касается «амра биль-маруфа» посредством языка, то здесь нужно быть очень внимательным. Необходимо избегать тех...
-
Аяты Корана и научные теории о возникновении Вселенной
Космогония – наука, изучающая происхождение Вселенной. Как и во всех остальных науках, в ней существуют теории и гипотезы, основывающиеся на фактах, которые можно проверить опытным путем. Впрочем, эти теории подвергаются пересмотру и корректировке по мере поступления новой информации и совершения новых научных открытий.
-
Обязательно ли совершать жертвоприношение при рождении ребенка?
В книгах по фикху этот вид жертвоприношения связанный с рождением ребенка, называется акика. Для совершения акики нет определенного дня. Некоторые совершают акику на седьмой день, некоторые же совершают жертвоприношение, когда ребенку исполняется семь лет.
-
История возникновения движения "Таблиги джамаат"
Исламские течения отличаются своим разнообразием, вызванным соответствующим историко-географическим контекстом. К сожалению, некоторые из них становятся инструментов в руках заинтересованных лиц и организаций. С изрядной частотой появляются политические силы, которые, лицемерно прикрываясь исламскими лозунгами, пытаются дестабилизировать ситуацию, в том числе, в нашей стране, расколоть единую мусульманскую умму. Представители разнообразных течений (ваххабиты, такфириты, хизбовцы и др.) ведут свою деятельность по разжиганию смуты в рядах российских мусульман, сталкивая их либо друг с другом, либо с государством.
-
В возрасте ста сорока четырех лет Пророк Юсуф (с.а.) покинул этот мир…
Имеется очень много рассказов, связанных с пророком Юсуфом. Многие из них приводятся в тафсирах, поскольку повествования о нем прекрасны. Всевышний Аллах приводит и другие повествования, упоминая в них о других пророках, праведниках, толкователях снов, правителях, однако только повествование о пророке Юсуфе называет «прекраснейшим повествованием». Муфассиры объясняли это тем, что благочестивый Юсуф, как никто другой, прошел через многие страдания и муки, испытал любовь и ненависть, верность и измену. Будучи рабом, стал султаном. Из-за своей красоты был брошен в тюрьму. Благодаря душевной красоте стал правителем.
-
40 положений ислама, которые должен знать каждый мусульманин
Сегодня мы хотим рассказать об уникальной по своей сути книге, недавно загруженной на портал darul-kutub.com. Речь идет об учебном пособии для начальных курсов дореволюционных медресе, пользовавшимся невероятной популярностью в Поволжье и Средней Азии (преимущественно Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане, поскольку была написана и издавалась на тюрки). Название книги – «Кырык фарз».