Геометрические узоры в исламском искусстве

Геометрические узоры   в исламском искусстве  характерны, прежде всего, для  орнаментов, которыми украшались здания и часто наполнены символикой единства и множественности – когда из множества деталей складывается единый орнамент. Единство в разнообразии – часто встречающийся мотив  в суфийской поэзии.  Как писал Газали в 11 веке:

Видимый мир был создан для того
Чтобы  сообщаться с невидимым
И нет ничего в этом  мире
Что бы не было символом другого мира

Для создания геометрически правильных узоров  в исламском искусстве используются шестиугольники, восьмиугольники,  двенадцатиугольники, квадраты.

В кругах исламских богословов преобладает мнение, что изображать человека запрещено, дабы созерцающий человеческий образ  не впал в многобожие. Эта точка зрения, однако, не стала препятствием для развития такого жанра как миниатюрная живопись. В этом жанре даже насчитываются четыре  крупных направления: персидское, турецкое, арабское и миниатюра  времен Великих Моголов. Оставляя за скобками эту тему, надо отметить, что, тем не менее, в основном  в исламском мире соблюдается запрет на изображение живых существ, а для целей украшения используются различные орнаменты – геометрические, каллиграфически и растительные.

Исламская геометрия базируется в основном на трудах «отца геометрии»  Эвклида и математиков Александрии. Книги по геометрии были в ходу в халифате в эпоху Аббасидов, хотя использование геометрических фигур в качестве узоров началось еще раньше.

Изначально науки, связанные с вычислениями имели символическое значение. Они были вплотную связаны с астрономией, которая играла ключевую роль в определении времени молитвы днем, времени начала и окончания лунных месяцев, а также времени наступления религиозных праздников.

Мусульманские ремесленники широко использовали геометрические узоры для украшения своих изделий, а также оформления архитектурных сооружений. Плоская структура геометрического узора идеально подходила для этих целей, давая бесчисленное множество неповторяющихся комбинаций.

Между геометрией и искусством не было четкого разделения. И  архитекторы, и ремесленники в ходе своего обучения учились пользоваться и геометрическими, и астрономическими инструментами.

Судя по исследованиям ученых мусульманские  мастера  не просто по интуиции рисовали орнамент в виде плетенки или пересекающихся квадратов, но несомненно прибегали в своем творчестве и к геометрическому анализу.

Отличительной чертой  их работы было  применение в композициях большого количества осей симметрии. Если в  европейском  орнаментальном узоре ориентирование рисунка ограничивается  четырьмя осями: вертикальной, горизонтальной и двумя наклонными под углом в 45 градусов и это  сводит число возможных комбинаций  к  16, то на Востоке, кроме указанных так же часто встречаются еще пары осей под 10, 15, 18, 22.5, 30, 36, 60; 67.5, 72, 75 и больше градусов, что позволяет  получать  более 6000 комбинаций. Именно этим  объясняется богатство восточной орнаментики.

Второй особенностью декоративных узоров мусульманского Востока в части их использования в качестве украшений архитектурных сооружений  является постоянный учет мастером  места на здании, где будет находиться узор. При этом основные линии выделяются и размером и цветом, чтобы они были видны на больших расстояниях. В зависимости от расположения здания, эти линии видны иногда с отдаления в 200-300 метров. Когда зритель приближается, они понемногу расплываются и  уходят из поля зрения, а на их место выступают детали, дополняющие  узор, например,  надписи, стилизованные цветы.

Для этого применяется узорная роспись отдельных изразцов, плиток, хорошо видимая  только на близком расстоянии и, как бы не существующая, если на орнамент смотреть издалека.

Многообразие узоров призвано было продемонстрировать единство в многообразии, бесконечность повторения форм, которые не имеют ни начала, ни конца.  В то же время для узоров было характерно единство формы, никак не выраженное  внешне, но воспринимаемое на уровне чувства зрителем, который невольно задумывался над тем, кто и как выложил этот узор.

Центр и круг имеют особое значение в исламе. Мусульмане всего мира, где бы они не находились во время молитвы поворачиваются к Каабе – единому центру, образуя круг (это хорошо видно во время коллективной молитвы в главной святыне мусульман). Круг символизирует собой вечность – без начала и конца, а также идеал справедливости – равенство по всем направлениям. Сама Кааба является кубом, который вписан в  круг.

Многоугольники, также популярные в исламском искусстве берут начало в круге.

Равносторонний треугольник, например, служит символом гармонии и уравновешенности, отсутствия всего лишнего.  Квадрат символизирует устойчивость и  не зря лежит в основе конструкции зданий, в том числе и круглых.

Шестиугольник - также очень популярная фигура в исламских орнаментах и его  можно рассматривать как производную как  от равносторонних треугольников,  восьмиугольник - от квадратов.

Еще одна популярная фигура мусульманских орнаментов  – звезда многократно упоминается в Коране.

Созданные на их базе сложные многоугольники являются наиболее употребительными элементами узоров, сочетая и переплетаясь в них самым неожиданным образом. Все их объединяет тот факт, что они вписываются в  круг, который, являясь невидимым, задает границы их   форм и тем самым направляет  весь узор орнамента, повторяющегося бесконечно.

Это является аллегорией исламского учения, когда невидимый Творец поддерживает и направляет  Своей волей развитие видимого мира со всем его  бесконечным многообразием форм, и, тем не менее, несущим в себе идею единства Господа миров.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle