Идеология и политика движения "Таблиги Джамаат"

Идеология и политика движения

Официальная идеология «Таблиги Джамаат» (организация запрещена в РФ - прим. ред.) основана на шести ключевых принципах, которые направлены на проповедование среди мусульман основ религии.

Во-первых, шахада (или «калима») – искреннее принятие сердцем и произнесение слов «Свидетельствую, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад  Его раб и посланник».

Во-вторых, «салят» – совершение пятикратной молитвы (намаза) с должным вниманием и смирением.

В-третьих, «ильм и зикр» – приобретение основных ислам¬ских знаний и частое поминание Аллаха.

В-четвертых, «икрам-и-муслим» – уважение брата-мусульманина.

В-пятых, «ихлас-и-ният» – искренность и доброе намерение при совершении благих поступков. Речь идет о том, что их следует совершать только ради довольства Аллаха.

В-шестых, «тафриг-и-вакт» – участие в призыве к исламу или донесении миссии ислама до других.

Движение не имеет большого числа официально заявленных членов. Большей частью оно состоит из небольших групп (джамаатов) путешествующих проповедников-мужчин. Каждая группа возглавляется собственным амиром. Его решениям следует беспрекословно подчиняться, но он принимает их на основе совещания с членами джамаата, который обычно составляет не больше 10 человек. Они путешествуют, едят, спят, ведут хозяйство и молятся вместе и обычно соблюдают строгие правила относительно одежды и личной гигиены. Когда группы проповедников прибывают на новую территорию, они обращаются к мусульманам всех социальных слоев в попытке напомнить им суть учений Пророка Мухаммеда и убедить их посещать молитвы в мечети и слушать проповеди.

С этой целью «таблиговцы» совершают проповеди в той местности, где живут, а также выезжают с этой целью в другие города или страны. Выезды (хурудж) бывают от трех дней до четырех месяцев (в целом, члены движения должны работе на таблиг посвятить 40 дней в году, три дня в месяц, две вторые половины дня в неделю и два часа каждый день). Хурудж рассматривается как миссионерский джихад. Первый долгий хурудж сроком в 4 месяца совершается по 40 дней соответственно в Индии, Пакистане, Бангладеш. Во время хуруджей обычно проживают в мечетях,распределяют между собой хозяйственные и миссионерские обязанности (букв. «служение» ‑ хизмат/хидмат) согласно решениям общего совета (машура); ежедневно до захода солнца организуют посещения (гаш/гашт) проживающих рядом мусульман, приглашают их на собрания с целью проповеди (баян). Баян, как правило, проводят после намазов «аср» или «магриб» (соответственно предвечерняя и вечерняя молитвы). Во время общения с мусульманами умышленно стараются избегать споров на политические и другие конфликтные темы. Члены джамаата посещают уроки-наставления (та’лим/таглим). Каждый год таблиговцы проводят съезды (иджтима) в региональных центрах соответствующих стран. Съезды длятся обычно 3 дня и заканчиваются длительной общей молитвой. Самые многочисленные (несколько миллионов человек) проводятся в Бангладеш («Бишва иджтима» ‑ Всемирный съезд мусульман в Дакке) и Пакистане.

Идеологическая составляющая деятельности «Таблиги джамаат», на первый взгляд, отличается полным дистанцированием от политики и всего, что с ней связано. Подобное утверждение является весьма распространенным как среди рядовых верующих, так и внутри экспертного сообщества. Многие отечественные и зарубежные исламоведы утверждают, что члены движения аполитичны, для них важность представляют только вопросы религиозного плана. Да и то не все, а лишь те, что касаются выполнения практических обязательств, наложенных Всевышним на людей (например, выполнение ежедневной пятикратной молитвы, держание поста в месяц Рамадан, совершение паломничества в Мекку и Медину в месяц Зуль-Хиджа). Однако такое представление является ложным, оно вытекает из крайне скрытного характера организации и связанной с этим катастрофической нехваткой научно-исследовательских работ, посвященных «Таблиги Джамаат».

Деятельность организации «Таблиги Джамаат» носит аполитичный характер лишь в том смысле, что перед ее последователями не ставятся политические задачи в краткосрочной перспективе, например, установление государства с исламской формой правления здесь и сейчас. Поверхностное представление об аполитичности «Таблиги Джамаат» имеет простую разгадку. Идеологи и последователи течения считают институт современного государства не соответствующим исламским представлениям о политическом образовании, в котором должны жить мусульмане. Вместо этого речь идет о всемирной умме – сообществе мусульман вне границ существующих государств.

В идеологическом и практическом плане «Таблиги Джамаат» не является строго монолитным движением. Это касается, прежде всего, любимой для исламофобов различных мастей темы джихада. Более умеренная часть таблиговцев, настаивает на понимании джихада как борьбы с собственными страстями и пороками. Другие последователи «Таблиги Джамаат» считают, что необходимо вести вооруженный джихад, чтобы побороть неверие, силой сделать неверующих мусульманами.

Эти люди забывают очень важный аят Священного Корана, в котором говорится:

لَ إِكْرَاهَ فِ الدِّينِ قَدْ تَبَيََّ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ

«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения» (2:256).

Всевышний Аллах желает, чтобы люди принимали веру по собственной воле, своим разумом и сердцем, без насилия со стороны кого-либо. Ведь в противном случае стерлась бы разница между верой и неверием. Весьма красноречивым в этом отношении является следующий аят:

وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ لَمَنَ مَنْ فِ الَْرْضِ كُلُّهُمْ جَمِيعًا أَفَأَنْتَ تُكْرِهُ النَّاسَ

حَتَّىٰ يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ

«Если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, чтобы они стали верующими?» (10:99).

К сожалению, понять эти слова Всевышнего способны не все. Например, те же таблиговцы, которые с оружием в руках готовы сделать своими единоверцами всех людей. Для несогласных с этим у них приготовлен очень простой ответ – смерть. Радикальные последователи «Таблиги Джамаат» впоследствии образовали свои собственные военизированные организации. Некоторые из них вели вооруженную борьбу на территории Чечни в 1990-е гг.. Речь идет, в частности, о группировке «Харакат ул-Муджахидиин».

Islam-today

Социальные комментарии Cackle