Как небольшой город в Китае превратился в центр татарской эмиграции

Современный Хайлар. Памятник Чингизхану

Современный Хайлар. Памятник Чингизхану

После октябрьской революции 1917 года самыми большими центрами татарской эмиграции на Дальнем Востоке стали Китай, Корея и Япония. Одним из таких мест был небольшой городок Хайлар, находившийся на территории исторической Маньчжурии. Этот городок считался неформальной столицей Внутренней Монголии, которая в то время находилась под властью Китая.

В этих краях татары появились в 1897-1903 годах, во время строительства Китайско-Восточной железной дороги (сокращенно КВЖД). Эта железнодорожная дорога являлась южной веткой Транссибирской магистрали, которая проходила через китайскую Маньчжурию и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. КВЖД была построена полностью на средства Российской империи и обслуживалась российскими подданными. Она проходила через Хайлар, который стал одной из ее станций.

Здесь компактно проживали служащие и рабочие, обслуживавшие эту железную дорогу. В это же время появляются татары, которые стали активно заниматься торговлей. В основном они привозили ткани, одежду и обувь из России для ее последующей продажи русским работникам КВЖД и местным монгольским богачам.

Но вскоре выяснилось, что также очень выгодно продавать в Россию местные товары - шкуры и шерсть животных, которые среди туземных монголов-скотоводов были в большом изобилии. Так татары постепенно перешли к выгодной бартерной торговле: обменивали шкуры и шерсть животных на российские товары, а затем продавали их в Китайской Маньчжурии.

В первый период татары приезжали сюда только для торговли, а их семьи находились на Родине. Однако постепенно они стали жить в Хайларе и перевозить сюда своих жен и детей. После большевистской революции этот процесс лишь усилился, и к 1920 году практически все татарские торговцы привезли свои семьи в Хайлар. Это привело к тому, что в городке появился отдельный татарский квартал (махалля) со своей школой и мечетью. Поначалу для нее арендовали большое помещение, которое одновременно выполняло функции школы и мечети. Местная татарская община специально пригласила в Хайлар учителей и имама.

Татарская школа в Хайларе

Татарская школа в Хайларе

Когда в арендуемом помещении стало совсем тесно, было принято решение начать строительство отдельной мечети. Каждый житель махалли постарался внести свой посильный вклад в это благое дело. Больше всего отличились купцы братья Ахматшах и Мухаммади Аги. Сразу после окончания строительства мечети была построена шестилетняя начальная школа, которая по своему оснащению не уступала лучшим школам Европы.

Одновременно она выполняла функцию культурного центра общины - здесь имелась большая библиотека и просторный зал, где проводились собрания и вечера. Обычно после ее окончания дети продолжали учебу в местной русской гимназии. Русская община в то время была самой большой в городе. В 30-е годы 20 века татарская школа в Хайларе считалась лучшей среди всех школ татарских диаспор на Дальнем Востоке.

Татарская община перед школой, г. Хайлар, 1922 год. Из коллекции Нурал Акчурин

Татарская община перед школой, г. Хайлар, 1922 год. Из коллекции Нурал Акчурин

В 1927 году имамом местной махалли стал Фатих Гимрани, а в январе 1938 года он был избран членом правления татарской общины в Хайларе. Одновременно он исполнял обязанности директора школы. Обучение в школе проводилось согласно специальной программе, подготовленной Центральным национальным руководством татарских диаспор (Мәркәз милли идарә).

Большую роль в истории школы сыграл Хатип Халиди (1893-1977). Известно, что он родился в 1893 году в семье муллы в деревне Карамасар Апастовского района Республики Татарстан. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен и демобилизован. Осенью 1917 года Хатип Халиди приехал учителем в Хайлар. Он сделал очень многое для привлечения хороших учителей, а также воспитал собственные кадры из местной молодежи.

Проводы учителя Сибгатуллы Сулеманова. Фото на фоне татарской школы, г. Хайлар, 1922 год

Проводы учителя Сибгатуллы Сулеманова. Фото на фоне татарской школы, г. Хайлар, 1922 год

Хатип Халиди также писал статьи, посвященные проблемам культуры в татарском эмигрантском журнале “Дальний Восток” (Ерак Шәрык). Например, известна его статья “Господин Габдулла Тукай” (Габдулла әфәнде Тукай), посвященная 8 годовщине смерти поэта, которая была опубликована в номере журнала “Дальний Восток” от 22 мая 1921 года.

Адресная книга Хайлара с указанием татарской мусульманской общины

Адресная книга Хайлара с указанием татарской мусульманской общины

С Хайларом 20-30-х годов связаны имена татарских просветителей Зухры Кугуш и Фатимы Акчуриной, общественного деятеля Гильметдина Тенишева. Здесь же начинал свою деятельность крупнейший татарский предприниматель и меценат Ахмад Вали Менгер.

В Хайларе в 1918 году родился Гали Акыш (1918-2011) — известный татарский, турецкий и немецкий журналист, писатель, видный общественный и политический деятель, человек очень яркой и необычной судьбы, который всю свою жизнь искренне посвятил служению своему народу.

Ученики и учителя татарской школы. Во втором ряду в центре Зухра Кугуш

Ученики и учителя татарской школы. Во втором ряду в центре Зухра Кугуш

В конце 1930-х годов из-за противостояния Советского Союза и оккупировавшей Маньчжурию Японии, часть татарской общины была вынуждена покинуть Хайлар. После того, как в 1948 году в Китае к власти пришли коммунисты, представители татарской общины окончательно эмигрировали в Турцию и Америку.

Сейчас Хайлар является небольшим городком с населением 344 934 человек в городском округе Хулун-Буир в автономном районе Внутренняя Монголия Китайской народной республики. И в нем практически не осталось следов от одной из известнейших татарских эмигрантских общин Дальнего Востока.

Примечание:

Основная часть фотоматериалов принадлежит Ильхану Садри. Его бабушка по материнской линии - Зухра Кугуш, о которой упоминалось в статье, некоторое время также была директором татарской школы в Хайларе.

Мухсин Нурулла

Социальные комментарии Cackle