Марджани: «Курсави был крутого нрава, допускаю, что и меня могут обвинить в том же»

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.

Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка

Критическое отношение Марджани к методам обучения в Бухаре, а самое главное его высказывания в пользу изучения русского языка, воспринималось чуть ли не как вызовом по отношению к Исламу и мусульман. В пользу слухов, что он «не остерегается скверны и идет неправедным путем»,  говорило и то, что богослов  близко общается с русскими и учеными-востоковедами, «сотрудничает с полицией» все это, по словам его недоброжелателей, указывало на то, что он пользуется покровительством властей. Все это служило поводом  нападок на него со стороны необразованных людей, а также некоторых служителей культа, которые ничем не отличались от невежд и не скрывали своей ненависти к Марджани.

В-третьих: Марджани, невзирая на лица и заслуги, открыто и жестко критиковал ученых, пользующихся уважением в обществе, а также книги, которые были популярны в народной среде.

Ученый, с присущей ему прямотой и непримиримостью, придерживался пути, который, по его мнению, был истинным и единственно верным. Он остерегался выступать против своих убеждений и веры, решительно отстаивал свою идею, которая могла идти порой даже вразрез с общепринятыми нормами. Тем самым он стремился нацелить окружающих на поиск истины, критическое отношение к происходящему, подвигнуть их на сравнительный анализ. Для него не были приемлемыми двуличие, неискренность, ханжество и лесть. Превыше всего он ценил просвещенность, близость к истине и принципиальность, исходя из этих позиций, ученый оценивал действительность и значение тех авторитетов, которые жили в ту эпоху. Именно поэтому его высказывания и замечания вызывали раздражение многих и вместо того, чтобы высказывать критику по поводу его научных взглядов и идей, они принимались обсуждать его нрав и линию поведения. Порой раздавались упреки в том, что хазрат «словословит в адрес выдающихся ученых и наставников, не желает признавать никого кроме себя, относится неуважительно к чужому мнению, невнимателен, стремится к славе».

В связи с этим следует отметить, что и среди тех, кто уважительно относился к Марджани были и такие, кто говаривал: «Хазрат излишне резко высказывается в адрес своих оппонентов, не придает значения идеям, которые предлагают муллы. Ему следовало бы поумерить свои амбиции, вот тогда-то у него появилось бы больше единомышленников и последователей, согласных с его позицией». Однако Марджани ясно видел, как многие достойные личности в угоду общепринятых  в то время норм, жертвуют своими идеалами, а может и по иным причинам, но отдавал предпочтение прямой и жесткой критике существующих порядков.
Известно его высказывание в этом отношении: «На мой взгляд, Курсави был излишне крутого нрава и резок. Он не придавал большого значения окружающим. Стоило ему учитывать эти обстоятельства, он непременно добился бы большего. Допускаю, что кое-кто выскажется в таком же духе и в мой адрес…» Эти слова передал нам ахун Бурганутдин аш-Шабкави.

Вспоминают как однажды в беседе со своим отцом Багаутдином хазратом, когда тот попенял сыну, дескать «должно не отрываться от народа, надо на равных работать и действовать с большинством», Шигабутдин в сердцах произнес: «Тех, кто проживает на «Суконке», тоже большинство, но это не значит, что надо следовать за ними. Превыше всего идти к истине и сохранять верность к своим убеждениям». («Суконка» - слобода Казани, основное население которой составляли неправоверные).

Здесь следует напомнить, что идеи ученого по поводу реформирования образования, несмотря на ожесточенное противостояние, оказали большое влияние на общество. Его мысли и статьи получили широкое распространение среди людей, и придали импульс к развитию общественной мысли, способствовали пробуждению народа. Аккурат, в те годы прояснилась ущербность методов преподавания по примеру Бухарских учебных заведений, и возникли идеи  преобразования системы обучения в школах и медресе.

С книгой о Марджани в арабской графике можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle