Человек, который пытался соединить ислам и коммунизм

13 июля мы отметили 131-летие со дня рождения Мирсаида Султан-Галиева. Что мы знаем об этой личности и как она связана с исламом?

Мирсаид Султан-Галиев (1892–1940) является выдающейся фигурой, сыгравшей значительную роль в создании идей исламского социализма (синтез ислама и коммунистической идеи) и идей национально-колониальной революции в начале XX века. Его воззрения и деятельность отражали попытку примирить марксистскую идеологию с принципами исламского учения.

Хотя его взгляды не получили всеобщего признания и столкнулись с оппозицией, они способствовали дискурсу об отношениях между коммунизмом и религией.

Многие сторонники исламского социализма полагают, что основателем этого направления можно считать сподвижника пророка Мухаммада ﷺ Абу Зарра аль-Гифари (р.а.), который выступал против накопления богатства и за его равноправное перераспределение.

Происхождение

Мирсаид Султан-Галиев родился 13 июля 1882 года в татарской семье в селе Кармаскалы Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Кармаскалинский район Башкортостана).

Выросший в регионе с мусульманским большинством, он был тесно связан с исламским учением и его традициями. В то же время он был свидетелем социально-экономического неравенства и политических волнений, преобладавших в ту эпоху.

Революционные взгляды

Во время учебы в Казанской татарской учительской школе Султан-Галиев стал проявлять интерес к социалистическим и революционным идеям. В последующем он принимал активное участие в студенческом революционном движении «Ислах».

После февральской революции 1917 года он участвовал в создании Мусульманского социалистического комитета в Петрограде. А в ноябре 1917 года вступил в партию большевиков.

Мусульманское коммунистическое движение

Наиболее заметным вкладом Султан-Галиева была его защита мусульманского коммунистического движения в Советской России, а затем в Советском Союзе. Он утверждал, что ислам и коммунизм по своей сути имеют много общего, подчеркивая потенциал сосуществования ислама с социалистическими принципами.

Он является создателем Российской мусульманской коммунистической партии, которая была основана в Казани в 1918 году, и просуществовала всего один год.

Это интересно: Ислам в СССР

Культурная автономия и исламский социализм

Султан-Галиев выступал за признание культурной автономии мусульманских регионов в составе России и Советского Союза. Он считал, что исламские ценности, такие как социальная справедливость, равенство и общественная солидарность, могут быть объединены с марксистскими принципами, сформировав основу для уникальной формы исламского социализма.

Продвижение языков коренных народов и ислама

Султан-Галиев делал упор на сохранение и продвижение языков коренных народов, особенно татарского. Он также работал над созданием исламских учебных заведений и продвижением исламских учений в соответствии с социалистическими идеалами.

Конфликты и репрессии

Идеи и деятельность Султан-Галиева встретили сопротивление с разных сторон, особенно с усилением власти Иосифа Сталина. Внутри большевистской партии возникли разногласия по поводу совместимости ислама и коммунизма, что привело к его маргинализации и исключению из партии.

В 1923 году, во время болезни В. Ленина, он был исключен из партии и арестован. Султан-Галиева обвинили в создании татарской буржуазно-националистической оппозиции и контрреволюционной организации. Большинство его письменных работ и речей было уничтожено.

В последующем его еще несколько раз арестовывали, а в 1940 году он был расстрелян. Султан-Галиева считают одной из первых жертв сталинского террора.

Исламский социализм – взлет и падение

Наследие и влияние

Хотя идеи Султан-Галиева не получили широкого признания, его идеи вызвали споры об отношениях между коммунизмом и исламом. Его усилия по интеграции исламских принципов с социалистической идеологией рассматривались как попытка удовлетворить потребности и чаяния мусульманского населения Советского Союза.

Панисламское видение

Видение Мирсаида Султан-Галиева простиралось далеко за пределы Советской России и Советского Союза. Он верил в единство мусульманского мира, и в последующем его идеи понравились некоторым арабским интеллектуалам, стремившимся преодолеть разрыв между социализмом и исламом.

Его пропаганда культурной автономии мусульманских регионов также нашла отклик в некоторых арабских националистических кругах, которые боролись против колониального господства и стремились к самоопределению.

Считается, что идеи Мирсаида Султан-Галиева оказали большое влияние на президента Египта Гамаля Абдель Насра, президента Алжира Ахмеда Бен Беллы и лидера Ливии Муаммара Каддафи.

Важно отметить, что отношения между коммунизмом и исламом сложны и многогранны. На эту тему существуют различные интерпретации и точки зрения, и взгляды таких личностей, как Мирсаид Султан Галиев, представляют определенный исторический контекст. Пересечение коммунизма и ислама продолжает оставаться предметом изучения и обсуждения.

Социальные комментарии Cackle