Признак истинного благонравия, на который указал Пророк Мухаммад (мир ему)

Признак истинного благонравия, на который указал Пророк Мухаммад (мир ему)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». В другом хадисе говорится: «Лучший из вас – тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший из вас отношением к своей семье» (Ибн Маджа).

Будучи примером для верующих, не случайно, что и в отношении своей семьи Пророк (мир ему) был образцом любящего заботливого ответственного семьянина. Этому он обучал и своих последователей.

Так, однажды, после его слов: «Раздавайте милостыню», к нему подошел мужчина и сказал: «У меня есть динар». Пророк (мир ему) сказал: «Дай милостыню этим (динаром) себе».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Отдай его в качестве милостыни своей жене».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Отдай его в качестве милостыни своему ребёнку».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Подай им милостыню своему слуге».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Тебе виднее (кому дать)».

Почему Пророк (мир ему) посоветовал сначала оставить динар себе, а следующие пожертвовать семье? Возможно, потому что нельзя построить хорошие отношения с другими, не построив их изначально с собой.

Как пишет психолог Джеймс Холлис:

«Истинная сущность близких отношений заключается в том, что они никогда не бывают лучше отношения к самому себе. То, как мы относимся к себе, определяет не только наш выбор Другого, но и качество наших с ним отношений. Фактически любая близость слегка приоткрывает завесу над тем, кем мы были в начале сближения. Таким образом, все отношения симптоматически отражают состояния нашей внутренней жизни, и ни одно из этих отношений не может быть лучше нашего отношения к своему бессознательному».

Однако показателем «качества» личности названо именно качество взаимоотношений с самыми близкими людьми – с женой и с семьей в целом. Почему?

Возможно, отношение к женам упомянуто в связи с тем, что мужчины, обладая властью и силой, недалеки от искушения злоупотребить ими в отношении женщин. Если мужчина пользуется властью, ему стоит усилий или мудрости не применить ее для унижения, ущемления или пользования ресурсами супруги без равной отдачи.

Имам аль-Мунави сказал:

«В хадисе речь о том, кто проявляет терпение к своим женщинам в отношении их нрава, обращается к ним с веселым лицом и доброжелательностью. Кто не причиняет им вреда, проявляет к ним щедрость и оберегает их. По этой причине избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим из людей в отношении к своей семье. Идёт ли в хадисе речь о женщинах человека, как жёны и наложницы, или же речь идёт о близких родственницах, или же тех, кто находится на его содержании? Взять этот хадис обобщенно будет правильнее».

В «обобщенном» варианте заложено зерно мудрости. Мы порой встречаемся с ситуациями, когда мусульмане могут производить впечатление на окружающих своей религиозностью, усердием, щедростью. Они показывают свои сильные стороны и совершают благородные поступки в отношении друзей, незнакомых, работают на благо общества и даже всей общины.

Они слышат стоны единоверцев за тысячи километров и делают дуа, не жалеют слов поддержки за других. Но при этом они могут быть глухими к потребностям своих домочадцев, быть равнодушными к женам, отстраненными от детей, не включаясь в поток семейной жизни.

Более того, некоторые из них, умело возводя образ хорошего человека в глазах остальных, могут быть тиранами с самыми близкими. Возможно, поэтому признаком истинного благонравия Пророк (мир ему) назвал не мнение людей, не признание общества, не подвиги во имя чего-то большего, а просто ... отношение к самым близким.

Чтобы верующие не стремились к глобальным целям, игнорируя свои первостепенные обязательства. И не пытались впечатлить чужих, делая несчастными самых близких. Семья для верующего - не меньшее испытание, чем все остальные искушения: богатство, трудности, препятствия и тд.

В семье человек каждый день показывает свое истинное нутро, будь оно приятным, злонамеренным или равнодушным. Тяжело скрыть свои недостатки от людей, с которыми ты прожившь большую часть жизни. Гораздо легче произвести впечатление разовыми или несколькими большими поступками на тех, кто живет за пределами дома и не видит тебя каждый день. Встречи с ними могут быть подобны праздникам, на которые можно принарядиться в красивую одежду, «подобрать» настроение, сыграть выгодную роль.

Но семья – это зеркало, которое отражает каждодневного тебя, в твоем разнообразии и самых неприглядных сторонах. И счастье или довольство семьи – один из важнейших индикаторов благонравия, мудрости и духовной силы человека. Без этого все остальные духовные подвиги приобретают оттенок лицемерия и позерства, а с ним – печать надежности и искренности человека.

Ася Гагиева

Также по этой теме читайте:

Как не пустить шайтана в ваши отношения

Как не пустить шайтана в ваши отношения

Разрешено ли рукоприкладство в исламе?

Разрешено ли рукоприкладство в исламе?

Отсутствие этого качества может разрушить вашу семейную жизнь

Отсутствие этого качества может разрушить вашу семейную жизнь

Социальные комментарии Cackle