Любовь к себе как часть духовности

Любовь к себе как часть духовности

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Многие считают любовь к себе грехом. Наверно такое восприятие во многом зависит от того, что люди вкладывают в понятие «любви к себе». Часто его просто путают с эгоизмом. Хотя между ними есть существенная разница…

Эгоизм – это внешнее проявление внутренней (скрытой) ненависти к себе. Тот, кто в глубине души не уважает и не ценит себя, внешне будет маскировать это «зацикленностью» на своей личности, своих проблемах, потребностях и т.д. Это не более чем попытка заполнить внутреннюю пустоту (а на самом деле гнев, тревогу и ненависть к себе) наружной суетой, концентрированностью на себе. Такой человек не любит ни себя, ни других.

А любовь к себе?.. Любовь к себе – это отправная точка, зачаток любви к другим. Не может быть милосердным и любящим в отношении других тот, кто не познал этих чувств в отношении самого себя. Известный средневековый богослов М. Экхарт писал: «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково».

В чем проявляется любовь к себе?.. Прежде всего надо понимать, что любовь к себе не означает следования своим желаниям. Чаще всего, любить себя значит даже противодействовать им, потому что человек по незнанию может стремиться к тому, что причинит ему вред. В Коране не раз указывается на «пробелы» в нравственности человека. Например:

- «Истинно, человек сотворен малодушным, колеблющимся» (Коран 70:19);
- «Человек восстает» (Коран 96:6);
- «Человек более всего препирается» (Коран 18:54);
- «Человек враждебен» (Коран 36:77);
-  «Человек неблагодарен» (Коран 17:67);
- «Когда Мы благодетельствуем человеку, он удаляется, уходит в свою сторону, когда же постигает его бедствие, он отчаивается» (Коран 17:83).

Следует также подчеркнуть, что указание Всевышним недостатков человека не стоит расценивать как умаление его достоинств, его принижение. Ведь согласно тому же Священному тексту человек – избранный Богом, Его наместник на земле. «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».  (Коран, сура «аль Бакара», аят 30)

Признание факта своей врожденной слабости дает человеку осознание своей зависимости от Бога.

В любви к себе мусульманин занимает золотую середину. Он не принижает себя, не доходит до самоуничижения. «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (Хабусат нафси), но говорит: «Я заслуживаю порицания» (Сахих Муслим)

И, осознавая свои врожденные пороки, не возносит свои умозрения, желания, настроения до абсолютной истины. Он признает свою слабость, несостоятельность. И признавая их, находит наилучшим вверить себя Богу, Его мудрости путем следования Его указам и Его религии.

Одно из самых адекватных определений любви можно найти у Э. Фромма: «Любовь – это активное участие (заинтересованность) в жизни и развитии объекта любви». Учитывая врожденное несовершенство человеческой души (вспомним эпизод очищения ангелами сердца Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от «куска черни»), следует признать, что мы не всегда заинтересованы в своем благополучии. Чаще всего, мы даже противодействуем своему благополучию путем совершения грехов и непослушанием. Ведь наука уже не раз доказывала пользу коранических и пророческих запретов и повелений для человека. И не раз доказывала вред совершения грехов для душевного и физического здоровья человека и общества.

Всевышний не нуждается в нашем поклонении. Поклонение и искренность в верности Всевышнему необходимы прежде всего самому человеку, во имя его спасения и мирского и вечного благополучия. И тогда так называемая любовь к себе, а вернее, милосердие человека к себе выражается не в том, чтобы быть рабом своих желаний и убеждений, а в том, чтобы защитить себя от вредных последствий своих деяний и злых намерений. Ведь именно с этой целью и были ниспосланы и Священные тексты и пророческие заветы – чтобы человек спас самого себя. «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров». (Коран, сура «аль Фуркан», аят 1)

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle