Какая она - женственность по-мусульмански?

Что вы понимаете под «женственностью»? Скромность, стыдливость, закрытость и нерешительность? Если бы мы черпали представления о женственности из Корана, то в этом списке наверняка оказались бы такие черты как уверенность, смелость, верность договору.

Подобное, к примеру, можно увидеть в поведении Марьям, матери Исы, и Асии, жены фараона-тирана (да будет доволен Аллах ими обеими). В отличие от традиционной и большей части «унаследованных» от Запада ограниченных представлениях о женщинах, образы женщин в Коране и истории ислама довольно разнообразны и сложны.

Хрупкие и решительные. Женщины, спасшие жизнь Пророку Мухаммаду (мир ему) > >

К примеру, жена Пророка Аиша (дабудет доволен ею Аллах) была своего рода «исторической аномалией» для своих времен. Ее вклад в исламское право трудно переоценить. Она прожила около 50 лет после смерти Пророка (мир ему) и оставила богатое наследие о его жизни, наставлениях, практиках.

Интересные факты из жизни благородной Аиши (р.а) > >

До этого подобное участие женщины в религии было просто немыслимым. А Аиша (да будет доволен ею Аллах) заложила своим примером основу или начало цепочки ученых женщин и женщин-лидеров среди мусульманок. Она и другие жены Пророка (мир ему) были названы матерями верующих.

Почему жены Пророка (мир ему) считаются нашими матерями? > >

Следует также отметить, что арабское слово «умм» (мать) – однокоренное к таким словам как «умма» (общество) и «имам» (лидер). Истории мусульманских женщин свидетельствуют, что это неслучайная связка...

В первой век после хиджры Амра бинт Абдур-Рахман заложила основы женского «улямата». Она была ученицей самой Аиши (да будет доволен ею Аллах) и выдающимся юристом (факих). Однажды, услышав о несправедливом решении судьи, она отправила к нему человека с замечаниями. После рассмотрения обращения было принято, что доводы Амры сильнее, и решение было изменено.

Во втором веке Нафиса аль Тахира, мухаддиса, юрист, тольковательница и знаток Корана, проживавшая в Египте, была примером ученой, следующей принципам Ислама. Ее дом был полон учеников, желавших обучаться у нее. В числе ее учеников был так же имам Шафии. Она пользовалась любовью своего народа и признанием ее достижений.

Третий век после хиджры отмечен Фатимой аль Фихри, которая пожертвовала своим состоянием, чтобы построить первый междунраодный университет. Университет аль Каравин в Фесе, Марокко. Она начала проект во время поста и продолжала поститься на протяжении трех лет, пока университет строился. Она показала себя как инициативная, преданная, щедрая и стойкая женщина.

Малика бин Дауд ибн Мухаммад аль Куртаки была известной ученой, жившей в Египет в 4 веке. Она дала иджазу большому ученому и праведнику Ибн Асакиру.

В 5 веке Карима бинт Ахмад аль Марвазия, известная как шейха Мекки, родом из Туркменистана, прославилась как мухаддиса, точная и ясная в своих передачах.

Фатима бин Саад аль Хайр путешествовала по странам в поисках учителей и собирая хадисы. Она сначала остановилась в Дамаске, затем в Каире, в обоих городах она занималась преподаванием и получила множество преданных учеников.

Все эти шесть женщин не вписываются в традиционные представления о женщинах-мусульманках, но тем не менее они внесли весомый вклад в развитие общества, в дело религии, в помощь единоверцам.

Эту цепочку можно продолжить примерами сильных политических женщин-лидеров: Разия Султан, глава Делийского Султаната в 7 веке. Королева аль Адар аль Карима, филантроп и женщина-лидер в Йемене в 8 веке. Биби Раджи, активистка, строившая мечети, школы, здания и мосты в Индии в 9 веке. Королева Аминату из Зарии, мудрая женщина, руководившая своим народом в Африке на протяжении 34 лет в 10 веке.

На протяжении 5 веков мусульманки брали на себя политическую и социальную ответственность, посвящая себя на благо общества.

В 11 веке, Мумтаз Махаль стала для многих примером матери и жены. Она была очень религиозна. У нее родилось 14 детей. После ее смерти (умерла при последних родах) ее муж так оплакивал потерю, что решил в ее честь посторить одно из семи чудес свет – Тадж Махал.

12 век хиджры отмечен художницей Асмой Ибре, которая в пятнадцать лет написала свою первую каллиграфическую работу, посвященну жизнеописанию Пророка (мир ему). За ее труд ей заплатил Султан Османской империи. Последней ее работой, написанной в 28 лет, был мусхаф Корана.

Нана Асмау из халифата Сокото, 13 века, была ученой, поэтессой, активисткой и просветительницей, которая использовала креативные способы религиозного просвещения среди своего народа.

Век за веком мусульманки показывали примеры разнородной женственности, которую нельзя свести к нескольким качествам и ролям. Они посвящали свои жизни религии, наукам, развитию, образованию, общественной деятельности. И все это происходило под сенью Ислама.

(Продолжение следует)

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle