Хна, которая красит и лечит - сунна нашего любимого Пророка (мир ему)

«Какая бы (резаная или колотая) рана ни постигала Пророка (мир ему благословение), он обязательно наносил на нее хенну». (Передается в сборнике ат-Тирмизи, хадисе от Салма умму Рафи’, служанки Пророка)

С давних пор хна успешно культивируется в странах с теплым и сухим климатом, главным образом, в Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Египте, Иране, Турции и на юге Индии. Арабы научили жителей Испании и Сицилии, наряду с другими высокодоходными культурами, которые до них не были известны в Европе (сахарный тростник, хлопчатник, миндаль, фисташки, дыни, тутовое дерево, индиго, цитрусовые), выращивать хну и пользоваться ею для лечебных и косметических целей. Краска, приготовленная из хны, также высоко ценилась за стойкость и способность окрашивать шерсть и шелк в оранжево-желтый цвет.

Листья растения содержат красящее вещество, и поэтому порошок листьев хны, который также называется просто хна или хенна, уже несколько тысячелетий используется как краситель. Листья, собранные с верхних веток, имеют более интенсивные красящие свойства, их собирают отдельно и тонко измельчают. Такая хна высоко ценится и встречается довольно редко. Остальные листья измельчаются более крупно и предназначаются для массового употребления. Высушенная и измельченная хна должна храниться в плотной упаковке. После вскрытия упаковки хна довольно быстро портится, поэтому повторное использование порошка может дать более слабый результат.

В мусульманских странах женщины по сей день красят хной волосы, ногти и ладони рук, а мужчины – бороды. До сих пор хна – это самый обычный товар на всех ближневосточных рынках. 

Разнообразие оттенков, которые можно получить, используя разные приемы и способы окраски хной, может удовлетворить даже самые взыскательные вкусы. Кроме разнообразного цвета, хна придает волосам красивый блеск. Под воздействием содержащихся в хне веществ структура тканей волос несколько уплотняется, отчего после окрашивания хной тонкие «жидкие» волосы становятся жестче и кажутся гуще, а густые волосы – пышнее. Надо иметь в виду, что хна не обладает столь сильным красящим свойством, чтобы полностью скрыть естественный цвет волос, она лишь придает им тот или иной оттенок. Воздействие хны на светлые волосы намного сильнее, чем на темные, которые приобретают лишь легкий красноватый отблеск. Чисто белые волосы и седину хна окрасит в неэстетичный морковно-красный цвет.

Кроме листьев, нашли свое применение и цветки лавзонии, обладающие приятным ароматом. Их использовали для производства ароматических средств для ухода за кожей. Для этого цветки заливали растительным маслом и через некоторое время выжимали под прессом.

Хна содержит белки, жиры, углеводы, красящие вещества – зеленый хлорофилл и желто-красный лавзон, дубильные и смолистые вещества, органические кислоты, флавоноиды, антрагликозиды, провитамин А, витамины С, К, Р, макро-и микроэлементы, следы эфирного масла. Многочисленные и разнообразные по строению биологически активные вещества хны оказывают разнообразное полезное и лечебное влияние на организм человека.

Народы, знакомые с хной, часто применяли ее в лечебных целях как дезинфицирующее, противовоспалительное, вяжущее и кровоостанавливающее средство для лечения разнообразных, трудно поддающихся лечению кожных болезнях и проказы. Особым образом очищенный порошок хны даже рекомендовали принимать внутрь при головных болях и желтухе.

Считалось, что хна понижает давление и оказывает успокаивающее действие.

Современные исследования подтверждают, что водные экстракты из хны обладают антибактериальным, противогрибковым, противовоспалительным действием и защищают волосы и кожу от интенсивного, вредного в больших дозах воздействия ультрафиолетовых лучей.

Полезными свойствами не исчерпывается вся ценность хны. Как и все растения, упоминаемые Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), хна несет в себе его благословение. 

Хну употребляли не только для окраски частей тела мужчины и женщины, ею красили даже лошадей. Масть изображенных на старинных персидских миниатюрах лошадей, в большинстве своем, серая, которая характерна для арабской породы и, согласно древней традиции, царю, как и любому благородному человеку, пристало ездить на белом или, в крайнем случае, светло-сером коне. Однако в литературных текстах есть указание на то, что герой мог ездить на коне другого цвета. Например, Рахш, конь Рустама, был рыжий: «по блеску – вода, по цвету – огонь», в персидской миниатюре XIII века появляются изображения лошадей с выкрашенными хной ногами и хвостом.

В сборнике Ибн Маджа передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда у него болела голова, наносил на голову хенну и говорил: «Она, с дозволения Всевышнего, помогает от головной боли».

В книге «История» аль-Бухари, а также в сборнике Абу Дауда, говорится, что, кто бы ни жаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на головную боль, он говорил: «Примени хиджаму» и, кто бы ни жаловался ему на боли в ногах, он советовал:«(Примени) нанеси хенну».

Поэтому применение хны является Сунной.

Домашнее средство

И.Н. Сокольский

Социальные комментарии Cackle