Как пророк Мухаммад (ﷺ) выбирал жен, или почему мужчины не женятся на "женщинах с прошлым"

Что лучше - жениться на девушке или "женщине с прошлым"?

Что лучше - жениться на девушке или "женщине с прошлым"?

Представьте себе молодую пару, юношу и девушку, которые понравились друг другу и заключили брак. Кажется, им бы жить и жить в мире и радости, однако через несколько лет семью постигает несчастье – муж покидает этот мир в результате болезни или несчастного случая, оставив жену вдовой, а возможно, с маленькими детьми.

Возможен и другой, не менее печальный итог этой семейной жизни. Молодые люди, устав от постоянных ссор и разногласий, решают расстаться. Иногда это происходит потому, что оба супруга еще молоды и неопытны, поэтому не умеют вовремя проявить терпение и снисходительность друг ко другу. Иногда мужчина оставляет семью, увлекшись другой женщиной; иногда жена сама уходит от мужа, поскольку он не соблюдает ее права – не хочет содержать семью или плохо с ней обращается.

В итоге женщина остается одна, а возможно, и с детьми. Несмотря на то, что она может быть миловидной и привлекательной, хорошей хозяйкой и доброй матерью, мужчины не хотят брать ее в жены из-за ее прошлого. Почему-то среди многих мусульман бытует такое ошибочное мнение, что в жены лучше всего брать девушку, никогда не бывшую замужем, а вот жениться на вдове или разведенной женщине не стоит, поскольку в ней якобы есть какой-то изъян.

Чаще всего такое мнение есть результат каких-то предрассудков. К примеру, иногда говорят, что, если у женщины умер муж, это произошло по ее вине – за какие-то ее неведомые грехи, за ее «дурной глаз» или нечто подобное. Также мужчины боятся брать в жены женщин, уже бывших в браке, из-за неуверенности в себе, опасаясь, что такая женщина будет сравнивать его с первым мужем, и сравнение может быть не в его пользу.

Иногда такому браку препятствуют родители, считая вдову или разведенную женщину (тем более, с детьми) человеком «второго сорта», говоря сыну: «зачем тебе женщина «с прошлым», почему ты должен растить чужих детей, разве мало юных девушек?»

При этом мало кто из мусульман задумывается над тем, какое вознаграждение от Всевышнего он мог бы получить, оказав помощь одинокой женщине, оставшейся без мужской поддержки, с маленькими детьми на руках. Даже если в случившемся разводе была и ее доля вины, тем не менее, обычно такой печальный опыт делает человека мудрее, и в следующем браке он старается не совершить подобных ошибок.

Самое неприятное здесь заключается в том, что разведенный муж обычно очень быстро вступает в новый брак, его прошлое не является ни для кого проблемой. Всю тяжесть за совершенную ошибку несет одна только женщина.

Что говорит религия о женитьбе на разведенных женщинах и вдовах?

В известном хадисе говорится, что мужчина берет в жены девушку за следующие достоинства – за ее богатство, красоту, происхождение и религиозность. Далее Пророк (мир ему) советует людям брать в жены религиозных женщин, чтобы брак был счастливым.

Однако нигде не говорится о обязанности брать в жены именно невинных девушек или, наоборот, о какой-то «второсортности» вдов и разведенных женщин. Более того, из всех жен Пророка (мир ему) девушкой была только Аиша (да будет доволен ей Всевышний).

Его первая супруга Хадиджа (пусть будет доволен ей Всевышний), как известно, была вдовой, намного старше мужа, дважды была замужем и имела детей от прошлых браков, однако супруги прожили больше двадцати лет в мире и согласии. Еще долгие годы спустя после смерти первой жены посланник Всевышнего (мир ему) вспоминал о ней с любовью и благодарностью.

Остальные жены Пророка (мир ему) также были женщинами, имевшими за плечами опыт прошлых браков. Например, Умм Саляма (да будет доволен ей Всевышний), мудрая женщина, которая подала Пророку (мир ему) ценный совет во время Худайбийского перемирия, тоже была вдовой с четырьмя детьми.

Когда Посланник (мир ему) посватался к ней после смерти ее мужа, она высказала ему свои сомнения, достойна ли она его, ведь она женщина в годах, тем более с детьми? Но Пророк (мир ему) развеял ее сомнения, сказав, что он еще старше нее, а о ее детях он будет заботиться как о своих собственных.

Вдовами были Сафия бинт Хувай и Джуварийя бинт Харрис, которые стали женами Пророка (мир ему) во время боевых походов.

Жены Пророка Мухаммада >>

Как-то раз жены Пророка (мир ему) спросили у своего супруга, кто из них покинет этот мир первой? Он сказал, что это будет та из них, у кого самые длинные руки. Женщины стали меряться руками, восприняв эти слова буквально. Однако когда через некоторое время после кончины Посланника (мир ему) за ним последовала Зейнаб бинт Джахш, оказалось, что его слова о длинной руке подразумевали щедрость к бедным. Зейнаб была самой щедрой, она занималась рукоделием, шила одежду, продавала свои изделия, а почти все вырученные деньги раздавала как милостыню.

Эта великодушная и добрая женщина также была разведенной женой. Более того, прежде чем выйти замуж за Пророка (мир ему), она была женой его приемного сына Зейда ибн Хариса. Их семейная жизнь не сложилась, супруги часто ссорились, поскольку Зейнаб, будучи женщиной из знатного рода, попрекала Зейда тем, что он был вольноотпущенным рабом Пророка (мир ему).

Мухаммад (мир ему) пытался помирить супругов, однако они все-таки развелись. И тогда он сам решил жениться на Зейнаб. Сначала это вызвало в обществе некоторое недоумение, поскольку считалось, что приемные дети все равно что родные, а, следовательно, их жены подобны невесткам, на которых нельзя жениться. Но Пророку (мир ему) было открыто, что это неправильное мнение.

Еще одна супруга Пророка Всевышнего (мир ему), Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян была также разведенной женой. Она вместе с мужем совершила хиджру в Эфиопию во время преследований мусульман в Мекке, где ее муж отступил от Ислама, приняв христианство. Она осталась одна без средств к существованию. Узнав о ее тяжелом положении, Пророк  (мир ему) отправил письмо правителю Эфиопии, попросив его заочно заключить их брак и помочь его супруге вернуться обратно в Аравию.

Как мы видим, для Пророка (мир ему) не видел проблемы в том, чтобы взять в жены женщин, уже бывших замужем, его не волновало их прошлое. Наоборот, он был рад таким образом оказать помощь одиноким женщинам, которые остались без мужской поддержки. Жаль, что далеко не все его последователи желают следовать его примеру в этом вопросе.

Добавим также, что, хотя есть хадис, где говорится, что развод – это самая ненавистная для Всевышнего вещь из всего, что Он дозволил, однако во времена сподвижников такие вещи случались. К примеру, однажды к Пророку (мир ему) пришла женщина по имени Джамиля бинт Салюль, попросив развести ее с мужем, который, хотя и ничем не нарушал ее прав, но, по ее словам, был ей сильно неприятен.

Она соглашалась отдать фруктовый сад, который ей был подарен в качестве махра, и их брак был расторгнут. Знаменитый сподвижник Абдуллах ибн Умар также рассказывал, что был женат, но развелся по настоянию отца, которому не нравилась его жена.

Все эти разведенные женщины впоследствии благополучно выходили замуж, и никто не ставил им в вину их прошлое, поскольку все понимали, что иногда лучше вовремя прекратить неудачный брак, чем жить в постоянных ссорах и взаимной неприязни. Ведь главное в семейной жизни – это согласие и гармония.

Напоследок приведем еще один хадис, где говорится о том, какая жена – самая лучшая. Однажды у Пророка (мир ему) спросили:

– Какая женщина может считаться лучшей женой?

Он ответил:

Та, что делает своего мужа счастливым, когда он смотрит на нее, слушается его и старается делать ему только приятное (Насаи).

Как мы видим, здесь опять же, нигде не сказано, что самая лучшая жена – это непременно невинная девушка. Главное, чтобы муж был счастлив с ней, и она не доставляла ему никаких проблем. Все эти качества никак не связаны с прошлым женщины, угождать мужу и делать ему приятное могут как разведенные женщины, так девушки, не бывшие замужем.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle