Можно ли совершать пятничный намаз в своем (частном) доме, хотя в данном городе или деревне имеется мечеть?

Ответ:

При условии соблюдения 12 пунктов правил чтения пятничного намаза, каждое деяние, совершаемое  правоверным, как то чтение намаза, соблюдение уразы, будет считаться фардом. Из упомянутых 12 пунктов шесть обращены тем, кто совершает намаз, а последующие шесть пунктов связаны с местом совершения намаза.

Условия, касающиеся лиц, читающих намаз:

1. Лицо, совершающее намаз, должно быть мужского пола (для женщин это не ваджиб, в том случае, если совершит, удостоится благ свыше, если не совершит – греха не будет).

2. Лицо должно быть мукимом (то есть пребывающим в своем месте постоянного проживания, а для путника это не ваджиб).

3. Лицо это должно обладать свободой (для раба не является ваджибом).

4. Лицо, совершающее намаз, должно быть здоровым (для хворого не ваджиб).

5. Читающий намаз должен быть зрячим (для незрячего намаз не ваджиб).

6. У человека, совершающего намаз, должны быть целы ноги (для безногого намаз не ваджиб).

Условия, касающиеся места совершения пятничного намаза:

1. Город или населенный пункт, в котором имеется соборная мечеть, а также органы, выносящие хукмы.

2. Наличие имама, который обладает правом проведения пятничной службы, или лица, которому упомянутый имам передал свои полномочия.

3. Время чтения намаза полуденного – зухр.

4. Чтение хутбы.

5. Количество прихожан, не считая имама, три человека.

6. Возможность прочитать намаз каждому, кто  пожелал совершить его.

В риваяте, переданном имамом Агзамом, он допускал совершение пятничного намаза в городских условиях только в одной – соборной мечети, тогда как имам Мухаммад утверждал, что пятничный намаз в городе может быть прочитан в нескольких мечетях. И это не удивительно, так как встречаются густонаселенные города, в которых в мечеть не вмещаются мусульмане-жители отдельной слободы. Потому приведенный риваят считался верным.

По мнению имама Абу Юсуфа, пятничный намаз в каком-нибудь городе допустимо совершать лишь в двух мечетях, потому как на территории пустыря или поля также можно читать намаз.

Пятничный намаз при несоблюдении указанных условий не будет действителен. Предостережение об этом содержится в следующем хадисе: «Кто осмелится разобщить молящихся, тот не из нашей уммы».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) призывал к единству и оберегал умму от разобщенности. Как-то раз, войдя в мечеть, он увидел, что правоверные сидят отдельными группами поодаль друг от друга, и призвал всех собраться воедино. Потому что в 103 аяте суры «аль-Имран» Священного Корана сказано: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». Пусть обратят внимание на этот аят все те, кто пытается разобщить мусульман, посеять среди них рознь, погрузить их в пучину раздоров. Примечателен также 59 аят суры «ан-Ниса», в которой говорится: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». Из приведенных здесь аятов и хадисов мы должны осознать степень заботы Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о единстве нашей уммы, внимании и уважении друг к другу.

Хадис: «Если кто-то из вас ощутит неприязнь со стороны вашего эмира, то пусть проявит терпение и выдержку. Воистину, того, кто посмеет удалиться от единоверцев хоть на небольшое расстояние, ожидает гибель».

Все вышеописанное относится к 20-му правилу последователей Сунны (из книги «Дуррильмасаиль ва кушкил-даляиль»). Исходя из приведенных здесь доводов, следует заключить, что в селах и иных населенных пунктах, где имеется мечеть, чтение пятничного намаза должно проводиться исключительно в мечетях, совершать намаз дома не разрешается. Пусть каждый из нас следует этим аятам и хадисам, будет стремиться к достижению довольствия Аллаха!

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы, рекомендации»

Социальные комментарии Cackle