5 причин, по которым Пророк (мир ему) не позволил Али (р.а.) взять вторую жену

5 причин, по которым Пророк (мир ему) не позволил Али (р.а.) взять вторую жену

Вопрос:

Правда ли что муж дочери Пророка (мир ему) хотел жениться во второй раз, но посланник Аллах (мир ему) запретил ему это сделать?

Ответ:

Ответ на этот вопрос можно найти в хадисах посланника Аллаха (мир ему). Мисвар ибн Махрама (да будет доволен им Аллах) передал следующий хадис:

“Али (да будет доволен им Аллах) несмотря на то, что был женат Фатиме (да будет доволен ею Аллах), решил посвататься к дочери Абу Джахля. Узнав об этом,  Фатима отправилась к Посланнику Аллаха (мир ему) и сказала ему: “Твой народ станет говорить, что ты не способен разгневаться ради своих дочерей, ибо Али собирается жениться на дочери Абу Джахля!”.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему) встал со своего места, поднялся на минбар и произнес слова свидетельства единобожия (шахада), а затем сказал: “Я выдал замуж свою дочь за Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа; когда он говорил, он говорил мне правду, а когда дал слово, то выполнил свое обещание. Фатима (да будет доволен ею Аллах) является моей частицей, что опечалит ее, опечалит и меня. Клянусь Аллахом, дочь Посланника Аллаха и дочь врага Аллаха никогда не соберутся в одном месте как жёны одного человека”. И после этого Али отказался от своего сватовства”.

Согласно другому хадису:

“Посланник Аллаха (мир ему) поднялся на минбар и сказал: “Семейство Бени Хишам ибн аль-Мугиры хотят моего дозволения для замужества их дочери на Али ибн Абу Талиба. Я не давал, не даю и не буду давать своего дозволения! Если только сын Абу Талиба разведется с моей дочерью! Знайте, Фатима является моей частицей. Что опечалит ее, опечалит и меня, что причинит ей боль, причинит и мне.” (Бухари, Фазаиль аль-Асхаб, 12, 16, 29; Абу Дауд, Никах, 13).

Дочь Абу Джахля к которой хотел посвататься Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) звали Джувайрийа (по другим источникам Джамиля). Считается, что она была усердной мусульманкой. В своем желании взять вторую жену Али (да будет доволен им Аллах) руководствовался следующим аятом Священного Корана:

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَى فَانكِحُوا مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلَّا تَعُولُوا

“Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости” (Сура "ан-Ниса" , аят 3).

Почему же тогда посланник Аллаха (мир ему) не позволил ему этого сделать? Мусульманские богословы отмечают ряд причин, по которым Пророк (мир ему) не разрешил Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) взять в жены еще одну жену:

1) Попытка Али (да будет доволен им Аллах) повторно жениться, причиняла боль Фатиме (да будет доволен ею Аллах), а все, что огорчало Фатиму, огорчало и посланника Аллаха (мир ему). Причинять боль и огорчения посланнику Аллаха (мир ему) является запретным (харам) и считается большим грехом.

2) Вероятно, Али (да будет доволен им Аллах) перед женитьбой на Фатиме (да будет доволен ею Аллах) обещал Пророку (мир ему) не расстраивать его дочь. На это указывает упоминание Пророком (мир ему) другого своего зятя - Абу аль-Аса ибн ар-Рабиа (да будет доволен им Аллах), когда он восхваляет его честность и выполнение им своих обещаний. Таким образом Посланник Аллаха (мир ему) намекает Али брать пример с первого.

3) Пророк (мир ему) опасался, что набожность его дочери подвергнется искушениям. Это подтверждается хадисом у Муслима:

“Фатима – часть меня, и я опасаюсь того, что её набожность подвергнется искушению”.

4) Посланник Аллаха (мир ему) беспокоился, что из-за ревности Фатима (да будет доволен ею Аллах) может совершить вещи, которые ей не к лицу, так как она является дочерью Пророка (мир ему).

5) Данный случай с попыткой Али (да будет доволен им Аллах) жениться на дочери Абу Джахля произошел в то время, когда Фатима (да будет доволен ею Аллах) друг за другом потеряла практически всех своих близких людей: не осталось ни матери, ни сестер. Этот брак Али (да будет доволен им Аллах) еще больше обострил бы ее горе.

Свадьба в Раю: история о том, как Всевышний совершил никах между Фатимой и Али (р.а.) >>

Важно понять слова посланника Аллаха (мир ему) о дочери Абу Джахля. Богословы считают, что в этом скрыта великая мудрость. Ведь жена в Раю идет вслед за своим супругом и будет находиться на той же ступени, что и ее супруг. Но в дополнение она может заслужить еще более высокую степень Рая благодаря своим собственным достоинствам, что допустимо по отношению к Фатиме и Али (да будет доволен ими Аллах).

Однако Всевышний запретил дочери Абу Джахля быть одного положения с Фатимой, будь то благодаря её собственным достоинствам или благодаря достоинствам её мужа, поскольку разница между ними была огромной. 

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Почему дочь Пророка Мухаммада (мир ему) называли Умм Абиха?

Почему дочь Пророка Мухаммада (мир ему) называли Умм Абиха?

10 высказываний дочери пророка Мухаммада (мир ему), которые сохранились сквозь века

10 высказываний дочери пророка Мухаммада (мир ему), которые сохранились сквозь века

9 мудрых высказываний дочери Пророка Мухаммада (ﷺ)

9 мудрых высказываний дочери Пророка Мухаммада (ﷺ)

 

Социальные комментарии Cackle