"Его шариат и религия превзошли все остальное..."

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 2. Воcхваление Мухаммада Мустафы (да благословит Аллах его и приветствует!)

Господин обоих миров и печать пророков,

Избранный, Муджтаба1 и Мустафа.

Свет обоих миров и венец посланников,

Хранитель шариата и религии в любом деле.

Ведомый он [по прямому пути] и ведущий [прямым путем других], имам и предводитель,

Указывает он путь друзьям [Аллаха] и пророкам.

[Буквы] «Та» и «Ха»2 описывают красоту его лика,

А сура «Ночь» («Ал-Лайль») толкует о его волосах3.

Он тот, кто однажды ночью отправился на небеса,

Все увидел и вернулся обратно в [наш] мир4.

Он тот, кто пальцем разделил луну надвое5,

Его чудеса заставляли говорить камни6.

Как только возвысилось имя его в мире,

Скрылась ложь, где бы она ни была.

Великолепие всего [мира] царствия было низвергнуто,

Его шариат и религия превзошли все остальное.

Когда он локоны смахнул со своего чела,

Наполнил светом окутанный мраком мир.

Имя его [состоит из букв] «мим», «ха», «мим» и «даль»,

На всех распространяется благодеяние его.

___________________________________

1. Муджтаба (араб. «избранный») – одно из малоизвестных в мусульманской традиции прозваний Пророка , указывающее на его избранность.

2. Первые две буквы 20-й суры Корана («Та-Ха»), значение которых согласно мнению большинства мусульманских богословов, остается неизвестным. Поскольку сура начинается с обращения Аллаха к Пророку, считается, что эти буквы представляют собой сообщенную Пророку особую тайну, а потому они ассоциируются с Пророком и его семейством.

3. Символизм этого бейта не совсем понятен. По всей видимости, название суры «Ночь» («Ал-Лайль») служит поэтической метафорой черноты волос пророка Мухаммада.

4. Имеется в виду ночное перемещение пророка Мухаммада в Иерусалим (исра) и его вознесение на седьмое небо (ми’радж).

5. Имеется в виду так называемое «разделение луны» (шакк аль-камар) – одно из чудес пророка Мухаммада , упомянутое в Коране: «Приблизился час, и раскололся месяц» (54:1), когда пророк Мухаммад расколол луну на две части в доказательство истинности своей пророческой миссии.

6. В некоторых хадисах говорится о том, что камни и прочие предметы свидетельствовали о пророческой миссии Мухаммада и восхваляли его. См.: Бихар аль-анвар, т. 17, с. 379.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle