Если Аллах не на небесах, то почему во время дуа мы направляем ладони кверху?

Вопрос.

Как нужно понимать аят: «Милостивый утвердился на Арше» (сура «Та-ха», аят 5)?

Ответ.

Имам Абу Ханифа в своем труде под названием «Аль-Фикху аль-Акбар» пишет по этому поводу:

«Такие аяты с неясным значением (муташабих аяты) могут привести к неправильному пониманию тех, кто не очень стремится углубляться в науках. То есть такие люди должны воспринимать эти аяты такими, как есть, не углубляясь в их анализ и не дискутируя по их поводу. Аллах свободен от пространственных рамок».

«Нет никого подобного Ему» (сура «Совет», аят 11).

Имам Аʼзам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) сказал об этом следующее: «Всевышний Аллах утвердился на Арше, не нуждаясь в нахождении где-либо. Он дает существование Аршу и всему остальному. Если бы Всевышний нуждался в том, чтобы находиться на Арше или где-то еще, то стал бы подобен сотворенным и был бы неспособен сотворить мир из ничего и управлять им»15. Упаси Аллах, если Всевышний стоит или сидит на Арше, то где же Он сидел до сотворения Арша?»

Одна из ярких особенностей саляфизма состоит в стремлении показать себя, опираясь на прямое лексическое значение муташабих аятов. В соответствии с этим, упомянутые в Коране относительно Всевышнего слова, как рука, лицо, приближаться, отдаляться, восседать, гневаться, смеяться и т.д., по мнению саляфитов имеют то же самое значении, что и при употреблении их относительно сотворенных. А между тем, многие аяты Корана свидетельствуют о неправильности такого уподобления сыйфатов Всевышнего человеческим свойствам.

Эти люди, не согласные с тем, что некоторые аяты Корана нужно понимать в переносном смысле, и считающие, что всегда надо брать только их прямое значении, приводят аят: «Милостивый утвердился на Арше» (сура «Та-ха», аят 5) и утверждают, что Всевышний находится на небесах. По их мнению, прямой смысл этого аята свидетельствует об этом.

Тех, кто говорит о необходимости брать только прямой смысл всех аятов и не соглашается с истолкованием (тавиль), ожидают такие вопросы:

Пророк Йунус, мир ему, находясь в рыбьем чреве, произнес дуа: “Ля иляха илля анта субханака инни кунту миназзалимин” (Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!) (сура «Анбия», аят 87).

В арабском языке слово “анта” используется в отношении того, кто стоит перед говорящим. Если отрицать возможность истолкования аятов, то нужно соглашаться с тем, что Всевышний находится перед Йунусом (мир ему). Тогда получится, что Всевышний оказался в рыбьем чреве (упаси Аллах!), или же пророк Йунус (мир ему) вознесся на небеса.

Также в Коране сказано: «Мы ближе к нему (человеку), чем яремная вена» (сура «Каф», аят 16). Если мы отрицаем, что в аятах Корана имеются образные выражения, и что Всевышний находится на небесах (упаси Аллах!), то как же понимать такую близость?

Как поверить в Аллаха, если Его никто не видел? >>

Почему мусульмане называют Бога «Аллахом»? >>

 

Вопрос.

Аллах пречист от того, чтобы быть привязанным к определенному месту. Но в таком случае почему же во время дуʼа мы направляем ладони к небу?

Ответ.

У шейхуль-ислама Абу ас-Сууда есть такая фетва: «Необходимо верить в то, что Всевышний Аллах независим от любого местоположения, земля и небеса зависят от Его воли, знаний и могущества. Мы поднимаем руки во время дуʼа потому, что направление вверх принято в качестве киблы для дуа».

__________________________________________________


15. Имам Аʼзам Абу Ханифа (р.а.) «Аль-Васийя», 73.


Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"

Социальные комментарии Cackle