«Поистине, верующий подобен верблюду с кольцом в носу: куда ведут его, туда он и идёт»

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 57. Разъяснение того, что верующий подобен верблюду (аль-му`мин ка-ль-джамаль)(1)

 

Так и сказал тот знающий о жемчужине,
Уподобил он верующего верблюду.

Верблюда Истинный (Хак) из света райских садов
Сотворил и проявил из сокровенного.

Весьма кроток он, здоров и перевозит грузы,
Жует колючку и мало ест в [мире] пяти [чувств] и шести [сторон] (пандж-у-шиш).

Если потянет за узду его младенец,
Несмотря на громадность свою, пойдет он за ним.

Обладает он обликом весьма приятным и бесподобным.
Нравом его обладает не всякий дервиш.

Горы, пустыни и степи
Пастбищем ему служат по велению Аллаха.

Довольствуется он одной травинкой в этом мире,
Свободен он от жирного, сладкого и женщин.

Кораблем пустыни и жертвующим жизнью своей он является,
Достойным, влюбленным и рискующим головой является.

Из животных именно он приятнее всех,
Счастливым именем его красота (джамаль) является.

Множество качеств в нем имеется.
Как по смыслу, так и по форме он прекрасен.

Хотя он животным и таковым является,
Еще более обидчив он, чем человек.

Если ударит его палкой погонщик верблюдов,
Или навьючит его провизией чрезмерно,

В конце концов, отомстит он ему за это,
[Подобно тому], как весна берет свое у месяца дей (зимы – прим. ред.).

Таким свойством великим он обладает,
Хотя и выставляет себя он миролюбивым.

Посему сравнивай верующего с верблюдом,
Хотя у каждого [из них] есть [свое] обыкновение и основа.

Посему, основа верующего состоит именно в том,
Что он сводит счеты с несправедливостью, несомненно.

Словно верблюд, танцует он в цветнике.
Все, что благоустроенным является, разрушает он.

 

____________________________________________________________

1.Пророческий хадис: «Поистине, верующий подобен верблюду с кольцом в носу: куда ведут его, туда он и идёт» [Ибн Маджа; Тирмизи; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 937).

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

 

Социальные комментарии Cackle