Почему эти люди продолжают противиться истине?
أَمْ كُنتُمْ شُهَدَاء إِذْ حَضَرَ يَعْقُوبَ الْمَوْتُ إِذْ قَالَ لِبَنِيهِ مَا تَعْبُدُونَ مِن بَعْدِي قَالُواْ نَعْبُدُ إِلَهَكَ وَإِلَهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَقَ إِلَهًا وَاحِدًا وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ (133)
«Разве вы были свидетелями (завещания), когда смерть явилась к Якубу? Он спросил своих сыновей: «Кому вы будете поклоняться после меня (после моей смерти)?» Они ответили: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих предков – Ибрагима, Исмаиля и Исхака – Единственному Богу. (Только) Ему мы (мусульмане) покорны»» (Бакара, 133).
В риваяте, переданном от Мукатиля, сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на слова иудеев, которые, обращаясь к посланнику Аллаха ﷺ, сказали: «Разве ты не знаешь, что в день своей смерти Якуб завещал своим сыновьям придерживаться иудаизма» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/149].
«И вот Мы сделали этот Дом безопасным местом...»
В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха ﷺ взял за руку Умара (р.а.) и сказал: «Вот здесь находится макам Ибрахима». Умар (р.а.) спросил: «Не сделать ли нам это место, местом совершения намаза?».
وَقَالُواْ كُونُواْ هُودًا أَوْ نَصَارَى تَهْتَدُواْ قُلْ بَلْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ (135)
«И они (иудеи и христиане) сказали: «Будьте иудеями (призывали иудеи) или христианами (говорили христиане), и вы окажетесь на верном пути. Скажи (им, о, Мухаммад): «(Напротив) лучше (мы) будем общиной Ибрагима (и последуем его религии), который был ханифом (придерживался истинного единобожия) и не был одним из язычников»» (Бакара, 135).
Ибн Аббас рассказывал: «Аят «Будьте иудеями (призывали иудеи) или христианами (говорили христиане), и вы окажетесь на верном пути» был ниспослан в отношении лидеров мединских иудеев Ка`ба ибнуль-Ашрафа, Малика ибнус-Сайфа и Абу Ясира ибн Ахтаба, а также в отношении христиан Наджрана. Они вступили в споры с мусульманами по вопросам религии. Каждая из групп утверждала, что именно она более других достойна религии Аллаха.
Люди Писания призывали Пророка ﷺ сменить религию
Иудеи и христиане хотели мира и обещали посланнику Аллаха ﷺ, что примут ислам. Однако в этом аяте Аллах Всевышний сообщил, что они (иудеи и христиане) не будут довольны до тех пор, пока люди не последуют их религии...
Иудеи говорили: «Наш пророк Муса (а.с.) наивысший из пророков. Наша Тора является самой лучшей книгой, а наша религия превосходит все остальные религии». Они отвергли пророка Ису (а.с.), Евангелие, пророка Мухаммада ﷺ и Коран. Христиане сказали: «Наш пророк Иса (а.с.) наивысший из пророков, наша книга – Евангелие самая лучшая книга, а наша религия лучше всех остальных религий», и они отвергли пророка Мухаммада ﷺ и Коран. Представители каждой из этих двух групп говорили верующим: «Оставьте вашу религию и переходите в нашу, так как только наша религия является истинной». В связи с этим и был ниспослан этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32-33].
Во втором риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что косоглазый иудей Абдуллах ибн Сурийа сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Только наша религия является прямым путем. О, Мухаммад! Последуй за нами, и ты выйдешь на истинный путь». Христиане так же говорили нечто похожее. В связи с этим и был ниспослан данный аят (Табери, Джамиуль-Байан, 1/440).
«Куда бы вы ни повернулись, там кибла...»
«Однажды темной ночью мы были вместе с посланником Аллаха ﷺ. Мы не могли определить, где находится кибла, поэтому каждый совершал намаз, исходя из собственного мнения. Когда же настало утро, об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ. И тогда был ниспослан этот аят».
Вполне возможно, что Ибн Сурийа, упоминаемый в этом риваяте, был членом той группы иудеев, о которой говорилось в первом риваяте, и принимал непосредственное участие в споре с посланником Аллаха ﷺ. То есть в первом риваяте были указаны имена некоторых участников этого спора, а во втором риваяте были упомянуты оставшиеся члены группы. Несмотря на упоминание разных имен, это была одна группа.
По сути, и сегодня ничего не изменилось, представители каждой религии считают правильной и истинной исключительно свою религию, а все остальные религии считают ложными.
Считая свои искаженные религии единственно верными, эти люди продолжают противиться истине. Поэтому можно сказать, что данный аят касается не только тех иудеев и христиан, которые принимали непосредственное участие в спорах с посланником Аллаха ﷺ, но и каждого, кто отрицает истину и продолжает упорствовать в своем заблуждении.
Читайте также:
-
Алоэ - растение которое советовал использовать сам Посланник Аллаха (мир ему)
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал: «Если человек жалуется на глаза, то он должен перевязать их алоэ» (Муслим, Сахих). В соке листьев алоэ содержатся белки, полисахариды различного строения, антрагликозиды, флавоноиды, аминокислоты, ферменты, провитамин А (каротиноиды), витамины B1, B2, В3, В6, В12, С, Е
-
В чем заключаются основные обязанности главы семьи?
Семья должна иметь главу. Когда в семье нет главы, в ней нет порядка из-за отсутствия согласованности между старшими и младшими, нет благоденствия. В такой семье каждый сам себе хозяин. Подобное положение дел не приветствуется Исламом. По Исламу, семья сохраняется благодаря выполнению каждым ее членом своих обязанностей, и мужчина в ней является главным авторитетом. Авторитет мужчины не означает, что он может делать, что ему вздумается, и заставлять других делать все, что ему хочется.
-
Абу Ханифа и тайник с деньгами
Однажды поздней ночью к Имаму Абу Ханифе пришел мужчина и обратился к нему с просьбой:
- Когда-то я спрятал свои деньги, но забыл, куда их положил, поэтому решил попросить вас помочь мне найти утерянное.
Тогда Абу Ханифа ответил ему:
- Хотя и поиск утерянного не в ходит в обязанности богослова, но все же я попробую вам помочь.
-
Вакф
В исламе «вакф» означает владение собственностью, но в пределах обозначенных этим понятием. Это такая собственность, которая предназначена для общей пользы. Речь идёт о всевозможных фондах, землях, недвижимости. Собственность не отчуждаема и не продаётся. Можно приравнять вакф к собственности Аллаха.
-
Не бойтесь боли!
Есть такие победы, которых можно достигнуть усилием собственной воли, трудом и умом. Но есть и такие, которые приобретаются иным, не зависящим от нас путем – через боль. Она может явиться в разных формах: в испытаниях, потерях, депрессиях и даже в беспричинной грусти. Просто больно – и все. Болезни, тяготы, неприятности. Но что обычно делает с этим человек?
-
12 важнейших принципов мазхаба Абу Ханифы
У Абу Ханифы имеется ряд сформулированных принципов для принятия заключения о каком-либо предписании. Те, кто его обвиняют, понятия не имеют об этих принципах. Самые важные из этих принципов следующие:
-
Сколько саваба можно заработать всего лишь за 1 минуту?
Эти действия также являются одними из величайших средств достижения счастья, облегчения жизни и удаления тревоги. Да поможет Аллах нам делать то, что Он любит и то, что угодно Ему.
-
Таравих-намаз: подробный разбор
В арабском языке слово "таравих" является множественным числом слова "тарвиха", которое в свою очередь является отглаголенным именем предназначенным для количества. Лексически это слово означает отдых. Или состояние в положении сидя, во время которого молящийся отдыхает после исполнения четырёх ракаатов. Затем это название перешло и на сами ракааты, и это в риторике арабского языка связано с необходимостью отдыха каждые четыре ракаата.