Фото: leolintang / Shutterstock.com.
«Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе, кто отворачивается от бесполезного [в словах и прочем], кто выплачивает закят, и кто защищает [от запретного] свои половые органы, кроме как от своих жен или невольниц [кроме тех, с кем интимные отношения разрешены], за что они не заслуживают упрека. А кто стремится к чему-то кроме этого [то есть, к половой близости с теми, с кем она запрещена], те – перешедшие [границы дозволенного]. [Обретут успех те] Кто бережет отданное им на хранение и выполняет договоренности [как между собой, так и свои обязательства в отношении Аллаха], кто постоянен в своих намазах [и выполняет их своевременно]. Именно они [а не кто-то другой] – наследники, которые получат в наследство Фирдаус [высшие уровни Рая], где они останутся навечно» (Сура Аль-Му’минун, 1-11).
В риваяте от ‘Абдуррахмана ибн ‘Абдул-Кари сказано, что он слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Когда Пророку ﷺ нисходило откровение, вокруг его лица слышался звук, похожий на жужжание пчел.
В один из дней также ему начало нисходить откровение. Мы немного постояли (не разговаривали). Когда это его состояние прошло, он повернулся в сторону киблы и, вознеся руки, произнес дуа: “О Аллах мой! Приумножь нас, не убавляй! Будь к нам благосклонен, не унижай нас! Одари нас, не оставляй нас обездоленными! Сделай нас избранными, не предпочитай нам других! Сделай нас довольными и будь доволен нами!” Затем он сообщил: “Мне (только что) были ниспосланы десять аятов. Каждый, кто будет руководствоваться ими в делах, войдет в Рай”. И после этого он продекламировал десять аятов, начиная с аята: “Воистину, преуспели верующие...”
«И нет иной силы способной на это»: кто создал преграду между морями?
Относительно причины ниспослания аята “которые смиренны во время своих намазов”, то согласно риваяту от Абу Хурайры, оказывается Пророк ﷺ, читая намаз, поднимал глаза к небу. И после этого был ниспослан аят “которые смиренны во время своих намазов”.
В риваяте от Ибн Мардуи сказано: “Пророк ﷺ в намазе оборачивался направо-налево”. В мурсаль хадисе Саида ибн Мансура от Ибн Сирина говорится: “Пророк ﷺ водил глазами направо-налево”. В риваяте Ибн Аби Хатима от Ибн Сирина сказано: “Сахабы в намазе поднимали глаза к небу”. И вот после этого был ниспослан этот аят.
Из книги “Асбабун-Нузуль”