Когда даешь в долг...

Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются.

Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا تَدَايَنتُم بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَاكْتُبُوهُ

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его». (Сура «Бакара», аят 282)

Одним из способов взаимопомощи между людьми являются долговые отношения. В жизни бывает всякое, из-за ряда причин люди могут попасть в тяжелое материальное положение. В состоянии нужды возможность брать в долг имеет большое значение. Деньги, взятые в долг, подлежат возврату также в денежном виде, а при ином объекте долга, долг возвращается в том же виде. Вместе с тем, ничего сверх этого не отдается. Если за предоставление долга будет потребовано сверх отданного, это уже будет являться процентом. Процент же в Исламе признан запрещенным.

В нашей религии давать в долг является вознаграждаемым добром. Ислам поощряет дачу в долг. Наш Господь благоволит следующее: 

«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах – Благодарный, Выдержанный» (Тагабун, 64:17).

Как безвозмездная помощь является благочестивым поведением, так и давать в долг и взаймы нуждающимся является благодеянием. Более того, считалось, что это даже лучше, чем подавать милостыню. Наш Пророк в одном из хадисов повествует о следующем:

«В ночь Мираджа над воротами Рая я увидел надпись: “За милостыню воздастся в десятикратном размере. За долг же полагается восем-надцатикратное воздаяние”. И спросил я Джабраила:“Отчего же дать в долг обладает большим достоинством, чем милостыню?” Джабраил ответил: “Потому что попрошайка будет просить у тебя каждый раз, когда окажется рядом. Берущий же в долг будет просить о долге только из-за своего вынужденного положения”» (Ибн Маджа, “Книга милостыни”, 19).

Для человека добывание себе на жизнь и пропитание законным способом, в особенности для главы семейства добывать на пропитание для зависимых от него членов семьи, является возложенным на него долгом. Вместе с этим, мы должны знать, что на часть заработанного нами имеют определенное право и те, кто беден и нуждается. Мы должны помогать тем, кто оказался в нужде, отдавая закят и садака, и давая в долг, когда это необходимо.

Способствовать разрешению жизненных трудностей наших верующих братьев, давая им в долг, признается в Исламе высоконравственным поведением. Особенно те из нас, у кого есть такая возможность, должны помогать своим верующим братьям, оказавшимся в трудном положении. И таким образом должны способствовать преодолению их проблем. Воспрепятствовать дальнейшему ухудшению их ситуации. Требования нашей религии о братстве и солидарности также повелевают об этом.

Быть в долгу нелегко. По мере возможности, нужно стараться избегать взятия в долг. Однако если положение стало вынужденным, нужно соответственно ситуации выразить свою просьбу о долге. Не следует быть слишком настойчивым, когда просишь в долг. Сердечное согласие дающего в долг также является основным моментом. Тот, у кого хорошее материальное положение и имеет возможность, должен помочь действительно нуждающемуся в помощи. Ведь Коран(Бакара, 2:245)прямо об этом повелевает. В том случае, когда у человека есть соответствующая возможность, но он лжет об этом и говорит: «У меня нет возможности», – это является грехом. В том случае, если он не будет отдавать в долг,ему тогда следует сказать просящему: «Я имею возможность, но по такой-то причине не могу дать».

Те из нас, кто взял в долг, должны, зарабатывая и экономя, стараться вернуть долг в самые короткие сроки. Долги должны быть возвращены вовремя. Иначе можно поставить давшего в долг в затруднительное положение. Или заставить его сожалеть о сделанном добре. Конечно, это неправильно.

Всевышний Аллах в Коране наставляет нас скреплять долговые обязательства письменно и даже заручиться свидетелями. Это направлено на защиту от вреда, как заимодавца, так и должника. Сохранение хороших межличностных отношений и продолжение торговых отношений между людьми напрямую зависят от соблюдения прав друг друга. Поэтому определение суммы долга и суммы, подлежащей возврату, в письменной форме является необходимым.

Мы, мусульмане, вступая в долговые отношения, будем давать друг другу обещания и записывать их. Ведь слова забываются. И если забудутся сроки возвращения долга или вознинет какое-либо иное подозрение между людьми, то это подорвет доверие между мусульманами. По этой причине долг должны записывать и тот, кто его дает, и получивший.

Взаимная запись долгов, подтверждение его свидетелями, помогут в дальнейшем преодолеть возникающие недоразумения. Всевышний Аллах придал большое значение письменной форме и свидетелям при оформлении долга, так что даже самый длинный аят Корана – это аят о получении долга (Бакара, 2:282).

 Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle