"Если ищешь ты ангелов, то ищи их в человеке..."

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Каландарнаме. (Источник фото: freepik.com)

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 91. Разъяснение того, что Истинный (Хак) (Пречист Он и Возвышен!) избрал человека как лучшего из [всего] творения и удостоил его речи



Все, что в этом мире душой обладает,
Либо движущимся, либо летающим является.

Если назовешь всех животными, это дозволительно.
Почему один бессловесен, а другой говорящим является?

Между ними обоими разница в языке,
А иначе животным является человек, несомненно.

Речь их отделяет друг от друга,
А иначе где животное и где человек?

Величайшим миром является человек чистый,
Хотя есть в нем вода и земля.

Огонь и ветер также имеются в самости его,
Посему элементы являются телом и знамениями его.

Сотворил его Истинный (Хак) для поклонения
До тех пор, пока не умрет он для [этой] жизни.

Смысл человека зависит от Истинного (Хак),
Поскольку был он создан Истинным (Хак), существует постоянно.

Душа его [происходит] из мира душ Его,
Тело его – из мира теней Его.

Есть у человека разум, нафс и мудрость
От самого сотворения, дабы понимал он смысл.

В познании Аллаха он весьма проворен и ловок,
Изначально такова его пречистая тайна.

Трон и [земной] покров, суша и море, низ и верх
Заключены в чистой самости его удовольствие и воодушевление.

Светом света, душою души является человек.
Посему ангел не будет ему товарищем близким.

Нет в ангелах того, что есть у него.
Если нафс его и умрет, то дух его жив.

Он имеет разум, любовь и [духовное] знание.
Разве в ангелах когда-нибудь будет такое качество?

Чувства, разумы и знания
Заключены в самости его благодаря Аллаху.

Хотя небеса и полны ими,
Каждый [из них] избранным и подобным жемчужине является.

Человек жемчужиной является в море души.
Так разве ангелы могут быть таковыми?

Хотя все они поголовно стойки в поклонении,
Поклонение человека лучше, чем их [поклонение].

Их поклонение не таково,
Хотя и будут совершать они его до Судного дня.

Двумя рак’атами он все полностью совершает,
А этот из людей кем является в устроении [мира]?

В иерархии где этот, а где тот находятся?
Избранным из избранных является он перед Аллахом.

Если ищешь ты ангелов, то ищи [их] в человеке.
В человеке они есть, не ищи [их] в животном.

Все в самости человека заключено,
Словно вода, впитавшаяся в зелень на лугу.

Пока нет воды, разве когда-нибудь будет зелень?
Посему именно от животного происходит человек.

Есть в нем [нечто] от ангелов и от животных.
Подразумевается Аллахом под всем этим он.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle