"Что бы ни попросили они у Аллаха, тотчас же все происходит..."

Друзьям [Аллаха] не дозволяется показывать чудотворства (карамат)

Друзьям [Аллаха] не дозволяется показывать чудотворства (карамат)

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 74. Разъяснение того, что друзьям [Аллаха] не дозволяется показывать чудотворства (карамат), а некоторые [из них], кто показал, проявили слабость и совершили неодобряемое

 

Друзья [Аллаха] следуют за пророками,
Хотя и имеют чудотворства от Аллаха.

Каждому [из них] какое-либо чудотворство
Дал Истинный (Хак). Есть они у всех них поголовно.

Посему, чудотворства друзей [Аллаха] истинными являются.
Эти смыслы им [даны] от Истинного (Хак).

Если чудотворства они [прилюдно] показывают, то знай,
Что на путь выводят они неверных и заблудших.

Слабость проявляет в последний раз каждый [из них].
Такова их участь, [так и] знай, несомненно.

Оттого, что эта участь – от предопределения Аллаха,
Хранят [в тайне] чудотворства друзья [Аллаха].

Посему, участь друзей [Аллаха] иная,
Поскольку ведают они об Истинном (Хак).

Имеют сокровище, закрыли его на ключ,
Не показывают его и не беспокоятся из-за этого.

Сокровище скрыли они в мешке,
Освободились от споров и пререканий.

Посему, целиком привязали они сердце к Истинному (Хак)
И по этой причине от людей отрешились.

Что бы ни попросили у Аллаха, тотчас же происходит.
Удача следует за ними.

Хотя они и свободны от кого бы то ни было,
Ведают они о стариках и молодых (то есть обо всех – прим. ред.).

Если призыв ведут они и указывают путь,
Призыв их частным является, о товарищ!

Разве всякий последователем их становится?
Разве каждый простолюдин по этому пути следует?

Посему, друзья [Аллаха] избранных призывают.
Таково их занятие, этим ремеслом они заняты.

Такое ремесло исходит от друзей [Аллаха].
Постоянно находятся они в царстве чистом Великого [Господа].

В святости (вилайат) до Судного дня не будет печати.
Знай, что это духовное изречение от Пророка.

Кто является землей под ногами друзей [Аллаха],
Тот становится венцом на головах людей.

Усердствуй, дабы запах их почувствовать,
Этот рассказ наш не слушай невнимательно.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle